Keep it: Данагуль Толепбай


Harper's BAZAAR Kazakhstan встретился с коллекционерами произведений отечественного искусства, чтобы задать им несколько важных вопросов.

Фото: РАДМИЛА МУСАЕВА RADMILA MUSAEVA

Что для вас коллекционирование? Это социальная практика и поддержка художественного сообщества? Может быть, это альтернативный класс активов и инвестиция? Или способ манифестировать свои ценности, передать какое-то знание детям? Что движет лично вами?

Я родилась в семье художника и росла в среде художников, таких как Евгений Сидоркин и Гульфайруз Исмайлова, Абдрашит Сыдыханов, Мергенов, Токболат Тогусбаев. Я помню наши визиты в студии художниц, которые работали с текстильным искусством. Особенно запомнился медитативный процесс создания гобеленов Батимы Заурбековой, в детстве это было похоже на магию. Мой отец при любой возможности приобретал картины и скульптуры у своих современников, всегда стараясь поддерживать сообщество.

У меня скромная коллекция, в основном это графика молодых и подарки от иностранных художников. Занимаюсь этим в первую очередь для сохранения наследия нашего времени. В силу развивающейся системы искусства многие авторы, чьи работы заслуживают остаться в истории, не имеют широкого представления.

Своей коллекцией я создаю архив, беру на себя обязательства о его сохранности, для того чтобы в будущем эти работы не были утрачены. Собираю исходя из своих личных ценностей и убеждений, без оглядки на тренды и возможности монетизации. На первом месте всегда стоит страсть, я не оцениваю его с точки зрения инвестиции, гипотетическая прибыль лишь приятный бонус, когда вы относитесь к коллекции с душой. Для меня искусство в пространстве - необходимость, как воздух.

Что касается инвестиционной привлекательности, искусство - безусловно, ценный класс активов. Существует несколько арт-индексов в мире, которые одно время превышали S&P 500 (фондовый индекс. - Прим. ред.). Коллекционер не обязательно должен мыслить как инвестор, но каждый уважающий себя инвестор, на мой взгляд, в своем портфеле должен иметь предметы искусства. Я думаю, что искусство является самым солидным, надежным и консервативным видом вложений. Возможно приобретенная вами работа не вырастет в цене моментально, но и не станет дешевле и не обесценится точно. Искусство наполняет пространство тональностью и смыслами, оно демонстрирует ваш стиль и образ мышления. Если золото, акции и криптовалюту вы никак не можете видеть и осязать физически, то искусство украшает дом и наделяет его душой, вызывает эмоции, возвышает чувства, приносит эстетическое удовольствие, а также является предметом захватывающих бесед и поводом для знакомства с единомышленниками и интересными людьми.

ДАНАГУЛЬ ТОЛЕПБАЙ И THROUGH EVERYTHING TOGETHER, AISARTIST
THROUGH EVERYTHING TOGETHER, AISARTIST

Если бы можно было унести с собой любое произведение из любого музея мира и повесить себе в спальню, что это было бы?

Живопись и графика для меня никогда не устареют и не перестанут быть актуальными. Культура холста, мастерство композиции и работы с цветом, аура прикосновения руки художника - это то, что остается вне времени и не зависит от быстро меняющихся тенденций. Я уверена: эпоха цифровизации и искусственного интеллекта придает еще больше ценности произведениям, созданным так же, как это было несколько сотен лет назад. Если представить, что все возможно, то в спальне я бы повесила одну из картин с цветами Джорджии О'Кифф. Думаю, они обладают скрытой страстью, внутренней энергией, требующей внимательного погружения. После ковида в 2021 году я посетила ее первую ретроспективную выставку в Музее Помпиду в Париже, и это было незабываемо. Кроме этого, я бы обязательно разместила у себя «Танец» Паулы Peo, это трогательное и сильное полотно всегда вызывает во мне очень много чувств. А во дворе установила бы как паблик-арт инсталляцию паука «Маму» Луизы Буржуа - психологизм и захватывающие формы во всех работах этой художницы по-особенному резонируют со мной.

«СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИЕЙ я создаю архив, беру НА СЕБЯ обязательства о его сохранности, для того чтобы в БУДУЩЕМ эти работы не были утрачены».

«СТЕПНОЕ ДЕРЕВО», ЕРБОЛАТ ТОЛЕПБАЙ
ABSTRACT DREAM, МЕРУЕРТ КУНАКОВА

Искусство является последним нерегулируемым классом активов в мире. Это сложный закрытый мир с тяжелой навигацией и высокими транзакционными издержками. Какими методологиями вы пользуетесь при отборе произведений в свою коллекцию кроме, разумеется, личного вкуса и ощущений? Какими инсайдами вы можете поделиться с людьми, которые только начинают путь коллекционирования?

Во многом спекуляции на рынке искусства происходят по причине отсутствия у произведений фиксированной стоимости. Если эстимейт у картин по оценке до аукциона один, то во время аукциона цена продажи может в сто раз превысить оценочную стоимость. Существует много факторов, влияющих на образование цены, и в наше время зачастую талант и мастерство художника оказываются на предпоследнем месте.

Есть такое выражение: «Если увидишь Будду, убей его», поэтому, конечно, важно научиться прислушиваться в первую очередь к своей интуиции. Важно развивать насмотренность: в книге «Атомные привычки» в пример приводится исследование, когда смотрительницы музея, без образования в сфере истории искусства или кураторства, отличали подлинники от подделок, просто взглянув на работу, потому что у них натренирован глаз. Так что самое главное - это развитие вашего визуального опыта. В моем случае мне, безусловно, повезло вырасти в таком контексте: с детства меня окружали признанные художники. Часто подруги хвалят мой вкус в одежде, думаю, это тоже связано с насмотренностью искусства - чувство формы и цвета открывает совершенно иное, более тонкое восприятие окружающего мира. В начале пути я советую посещать выставки, арт-туры с экспертами, ярмарки и другие международные события, задающие тон и демонстрирующие, что сегодня актуально. Сейчас многое доступно онлайн, читайте отчеты про trending artists, подпишитесь на международные платформы для галерей, на инстаграм-страницы и ютуб-каналы казахстанских и зарубежных художников, музеев и институций, чтобы следить за их активностью. Можно начать коллекционировать как я - с эстампов, тиражной графики и фотографии - того, что доступно. Это демократичная точка входа, так проще определиться с целями коллекции. Безусловно, одна из верных стратегий - тематические коллекции, когда вы собираете только абстракции или фигуративное искусство, только женщин художниц или квир-художников, это могут быть работы на политические или экологические темы. Подобные коллекции демонстрируют ваше погружение в одну тему, в таком случае вы выступаете как сам себе куратор.

Как сказал Паоло Коэльо: «Коллекционирование - это искусство выявления скрытых связей между, казалось бы, несвязанными вещами».

«БЕЗ НАЗВАНИЯ», ХОАН МИРО

Мы хорошо запоминаем те произведения, которые остались с нами, но еще сильнее те, которые мы упустили. Помните ли вы что-то, что не успели вовремя купить, или произведение, к которому возвращаетесь, о котором думаете?

Да, одна из работ, периодически всплывающих в моей памяти, — гобелен из тысячи бусинок Мари Хазар. Мне ее рекомендовала Яна Котина, наша соотечественница, арт-консультант в Париже.

БАЙТЕРЕК, САИД АТАБЕКОВ
CHILD, ЛОРЕНЦО КУИН

Часто фигуру художника и коллекционера разделяют, вроде как это очень разные люди, но есть и любопытная мысль, что первыми коллекционерами были художники - коллекционерами идей, историй, объектов. На таком маленьком и развивающемся рынке, как казахстанский, чем для вас являются отношения с художниками, есть ли у вас друзья художники, чему мы у них учимся?

Есть мнение, что дружба между художником и коллекционером или художником и куратором не очень благоприятна, так как коллекционер или куратор может влиять на стиль художника. У меня хорошие и уважительные отношения с художниками, но дружу близко я лишь с некоторыми. Вообще, художники очень своеобразные люди, не от мира сего, я верю, что у таланта есть способность переживать сверхчувственный опыт. А учусь я у отца и других художников в первую очередь внутренней свободе.

ДАНАГУЛЬ ТОЛЕПБАЙ И THROUGH EVERYTHING TOGETHER, AISARTIST

Есть ли у вас любимые галереи или музеи, за которыми вам особенно приятно смотреть, программу которых вы не пропускаете?

Да, очень люблю Музеи и пространства Пино в Париже и Венеции, Fondation Beyeler в Базеле, Музей Frieder Burda в Баден-Бадене, я регулярно посещаю эти места раз в год. А также парижскую Gagosian Gallery, потому что там работает всеми любимый Сабыр (Сабыржан Мади, специалист по работе с художниками. - Прим. ред.). Открыла для себя недавно Luma foundation в Арле, там очень интересные выставки.

Данагуль Толепбай
STOLEN APPLE, САЯН БАЙГАЛИЕВ
Данагуль Толепбай
CLOU D, ИРЕНЕ КАТТАНЕО

Какое место, на ваш взгляд, занимает Казахстан в культурной политике региона? С одной стороны, в Алматы строятся два крупных частных музея и уже два раза Казахстанский павильон был на Венецианской биеннале, с другой же стороны, мы видим, насколько активен, скажем, Узбекистан. Запуск Бухарской биеннале, выставка The Splendours of Uzbekistan's Oases в Лувре, а также активация фондов по поддержке современного искусства. Как вы думаете, какую роль в будущем культурном ландшафте Центральной Азии, а возможно, и в вашей практике коллекционирования занимает Алматы?

Определяю себя как человека, достаточно далекого от политики, хотя, безусловно, искусство сегодня невозможно представить в отрыве от политического контекста.

Я наблюдаю, что страны Центральной Азии в своих внешних и внутренних политических курсах следуют разным траекториям, это очень интересный и новый для нашего региона процесс. Внешнеполитическая стратегия Узбекистана по популяризации богатой и самобытной культуры и привлечение туристов через предстоящую Бухарскую биеннале, конференции, выставки в Лувре и венецианском Ка-Фоскари, несколько книг об Узбекистане издательства Assouline и множество других активностей совершенно ясно демонстрируют долгосрочную и устойчивую стратегию развития. В Казахстане происходят аналогичные процессы: мы можем увидеть вовлечение частного бизнеса, что говорит о повышении культуры меценатства, люди начинают больше ценить искусство, как современное, так и традиционное. Это важный показатель, который прогрессирует в нескольких направлениях: не только усилиями государства (то есть вертикально), но и вовлечением среднего и крупного бизнеса. Увлекаться искусством и разбираться в нем, обладать предметами искусства, посещать лекции с каждым годом становится все более выраженным интеллектуальным и культурным трендом в бизнес-среде.

Данагуль Толепбай
ДАНАГУЛЬ ТОЛЕПБАЙ

Институции, которые открываются в Алматы, конечно же, будут иметь большой положительный импакт на весь регион Центральной Азии. ЦСК «Целинный» уже активно издает книги, проводит выставки, привлекает патронов, в том числе поддерживая работы художников из соседних стран, к примеру Саодат Исмаиловой на Венецианской биеннале 2022 года. Министр культуры Аида Балаева приняла мою инициативу и сделала со своей стороны все возможное, чтобы, несмотря на сжатые сроки, в этом году состоялся Казахстанский павильон, став его комиссаром. Самое важное теперь - сформировать устойчивую и долгосрочную стратегию участия на этом престижном мировом форуме, ведь дороги уже открыты. Творческая среда в Казахстане разобщена, нам не хватает консолидации и объединения. Если говорить о культуре коллекционирования искусства, то, безусловно, в нашем регионе она только развивается. Важна поддержка локальных, ныне живущих художников, мэтров и пионеров, попечителей наследия, очень важно уделить внимание развитию внутреннего капитала, удивлять аудиторию инвестициями в локальное искусство больше, чем приобретением международных имен. Корпоративное коллекционирование как один из векторов негосударственной поддержки также может стать отличной перспективой для стимуляции развития искусства: необходимо разработать достаточную мотивацию для больших компаний, чтобы они занимались патронажем и вкладывали свои активы в искусство, в виде налоговых послаблений.

Данагуль Толепбай
CHAIN, CHLOE SILBANO
Данагуль Толепбай
BOUNDARIES OF FREEDOM, АЛМАС ОРАКБАЙ
Данагуль Толепбай
«КАЗАХСКАЯ БУТЫЛКА», САКЕН НАРЫНОВ И КНИГИ ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ДАНАГУЛЬ ТОЛЕПБАЙ
Данагуль Толепбай
WOR LD OF KOKPAR, ИЗ СЕРИИ «СТЕПНЫЕ ВОЛКИ», САИД АТАБЕКОВ

Автор. Harper’s BAZAAR Kazakhstan. 

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше