Под другим углом: Яна Шойбекова — об умном городе, пользе феминизма и взаимосвязи бизнеса и благотворительности

13 сентября 2023

Что такое умный город и зачем он нужен?
Как подружить бизнес и благотворительность?
И почему феминизм полезен всем? С этими вопросами Harper's BAZAAR Kazakhstan отправился к Яне Шойбековой, CEO AdTech и Smart City IT-компании Citix.

Фото: ДАНИЛ ЯРОЩУК DANIL YAROSHUK

Стиль: АЙЗАТ САРСЕМБАЕВ AIZAT SARSEMBAYEV

Интервью: ИРИНА УТЕШЕВА IRINA UTESHEVA

ДУБЛЕНКА, РУБАШКА, ГАЛСТУК, ПЕРЧАТКИ, ЮБКА, ВСЕ DIOR; ТУФЛИ, PRADA

О концепции «умный город»

Если по-простому, умный – это город, в котором комфортно жить и работать. Что для этого необходимо? Удобная инфраструктура, уютные урбанистические пространства, сохранение безопасности. Все это можно отслеживать, улучшать, подстраивать под потребности жителей с помощью информационных и коммуникационных технологий. Например, следить за движением общественного транспорта, облегчать оплату различных услуг, повышать производительность городских служб, наблюдать за температурой, загрязнением воздуха и многое другое.

Поэтому с каждым годом становится все более актуально создавать и развивать умные города. Именно этим занимается компания Citix. Мы первые в мире, кто стал производить умные уличные гаджеты – смартборды, которые управляются собственным программным обеспечением с применением технологии блокчейн. Они необходимы для регулировки транспортных и пешеходных потоков, чтобы люди могли своевременно получать нужную информацию. Городам, с которыми работаем (на сегодня это Алматы, Астана, а также Стамбул), мы предлагаем несколько решений. Конечной целью одного из них, например, является будущее без пробок.

Для пешеходов и туристов мы разработали новый гаджет Jerry с целым набором полезных сервисов: интерактивная карта с детальной информацией о городских объектах, платежная система, беспроводная зарядка, бесплатный Wi-Fi, тревожная кнопка для вызова экстренных служб.

Яна Шойбекова
ЖАКЕТ, БРЮКИ, ВСЕ SPORTMAX; ТОП, CALVIN KLEIN; КОЛЬЕ, DIOR

Мы активно работаем над еще одним продуктом – это зарядки для электрокаров (я сама владею таким). Сегодня сегмент зарядных станций – одна из самых перспективных ниш для технологичных стартапов.

И самое главное – мы запускаем проект Quantum by Citix, в рамках которого создается цифровой двойник города. Данный продукт будет использован в системе такси. Мы обучаем виртуальную модель города тому, как он должен функционировать в идеале. Проводим мониторинг – изучаем состояние дорожного полотна, исправность светофоров, проведение ремонтных работ и так далее. Эти сведения будут выводиться на дашборды, и потребители в любой момент смогут получить информацию о реальном положении дел на дорогах. В приложении будет кнопка «SOS», которой пассажир такси сможет воспользоваться в случае опасности. Презентация платформы запланирована на конец сентября – начало октября.

Мы постоянно думаем, каким образом максимально оцифровывать городскую среду, монетизируя все это при помощи технологичной, опять же умной наружной рекламы, которая способна адаптировать контент под локацию, погоду, время суток и даже интересы прохожих.

Яна Шойбекова
ПЛАТЬЕ, PRADA; СЕРЬГИ, DIOR; КОЛЬЕ, ЧАСЫ, ВСЕ СОБСТВЕННОСТЬ ГЕРОИНИ

«Сегодня преуспевающая женщина- руководитель – норма. И то, что так случилось, закономерно. Женщины по природе многозадачные. И ответственные. Мы умеем лавировать, обогнуть острые углы – очень полезное для бизнеса качество».

Это динамический формат видео, технологии 3D и AR, интеграция с платформами социальных сетей и многое другое. Что не только облегчает жизнь, но и решает ряд экопроблем. Ведь привычный нам рекламный баннер, содержащий огромное количество вредных веществ, разлагается более ста лет.

На сегодня нам удалось построить абсолютно правильную бизнес-модель, чтобы город был безопасным, комфортным, эстетичным, ведь именно для этого все мы с вами платим налоги. И пока все получается. Медленнее, чем хотелось бы, но получается.

О благотворительности

Благотворительность – по-человечески необходимая для меня деятельность, которой я в разных формах занимаюсь уже много лет. Когда, по пирамиде Маслоу, все потребности закрыты, правильный человек начинает искать возможность изменить мир вокруг. При этом поддержка может выражаться не только в деньгах. Иногда можно помочь делом, словом. Я, например, много волонтерила в юности.

Как бизнесвумен через благотворительные проекты стараюсь донести до потребителя ценности компании. Абсолютно всем предпринимателям я бы советовала большое внимание отдавать социальному маркетингу, давайте так это назовем. И полезно, и выгодно. Филантропическая активность, которую реализует Citix, носит системный характер. Мы занимаемся благотворительностью много и часто. Реализуем программы, направленные на создание условий для развития образования, спорта, поддерживаем инженерные проекты школьников, помогаем малому и среднему бизнесу. Найти человека, помочь животным

– все эти функции реализованы в уличном гаджете Jerry. Citix готов поддерживать всех – от креативных индустрий до волонтерских сообществ. Мы для того и созданы, чтобы быть рупором города и говорить как о его проблемах, так и о каких-то ярких событиях, героях. Одним из самых громких был проект «За дверью», рассказывающий о бытовом насилии через современное искусство: картины, инсталляции, цифровой арт. Проект был реализован в коллаборации с маркетплейсом Binance NFT, а затем представлен на 67-й сессии Комиссии ООН по положению женщин в Нью-Йорке. В итоге мы стали официальным партнером ООН и теперь на постоянной основе поддерживаем темы гендерного равенства.

О продуктивном феминизме

Долгое время слово «феминизм» меня пугало. Срабатывал стереотип: феминистки агрессивные, они ненавидят мужчин. Сегодня понимаю, феминизм – это не война с противоположным полом, а движение за права женщин. Женщина может все, в том числе в бизнесе. И общество должно ее поддерживать. Всегда заявляю о своих правах четко и громко. И всегда готова в равной степени делить ответственность с мужчиной.

Сегодня преуспевающая женщина-руководитель – норма. И то, что так случилось, закономерно. Женщины по природе многозадачные. И ответственные. Мы умеем лавировать, обогнуть острые углы – очень полезное для бизнеса качество. У нас ярче проявляется любовь к своему делу, забота о коллективе. Наверное, в этом «повинен» материнский инстинкт. А активное противостояние гендерной дискриминации и, как следствие, наличие заметного количества женских лиц среди мирового бизнес-сообщества позволяют развивать бизнес и экономику в целом. Это и есть продуктивный феминизм, который полезен абсолютно всем.

В нашей компании порядка 140 сотрудников, из которых 70 процентов это мужчины. И я поставила задачу перед HR-отделом – выровнять гендерный дисбаланс. Хотя, не скрою, найти у нас грамотного IT-специалиста женщину довольно непросто. Но тренд развивается, мы, со своей стороны, делаем проект по обучению женщин, буквально в октябре запускаем женский хакатон (соревнование в IT-сфере, суть которого сводится к поиску решения заявленной проблемы в рамках какого-либо продукта. – Прим. редакции).

Моя голубая мечта – организовать системное обучение женщин. Но все должно быть по уму. Для меня важна методология. Важно вместе со специалистами систематизировать весь свой профессиональный опыт, грамотно его упаковать и давать качественным продуктом. Главное – найти время.

Яна Шойбекова
ПАЛЬТО, ПЛАТОК, PRADA; СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ ОЧКИ, MAXMARA

МАКИЯЖ: БАЛНУР ДАРБАЕВА; ПРИЧЕСКИ: СЭМ САРИЕВА; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: ДАНИЛА РЕБРО; АССИСТЕНТ СТИЛИСТА: АНЕЛЬ ТЕН; ПРОДЮСЕРЫ: ЛЕОНИД НИГМАТУЛЛИН, АМАНЖОЛ АЛИЕВ.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше