Здесь живут музы. С чего начиналась музыкальная жизнь Алматы?


Чтобы провести музыкальный вечер, сегодня в нашем городе имеются десятки, если не сотни площадок – от ночных клубов до независимых арт-пространств. Не говоря о больших сценах – Дворец Республики, Дворец Студентов, КНАТОБ, спортивные арены , отстроенные к Всемирной Универсиаде, и многие другие. Предлагаем вспомнить, с чего же в нашем городе началась музыкальная жизнь и где располагались старейшие в Алматы сцены для исполнения музыки.

К концу XIX века Верный был крупным областным центром, столицей Семиреченской области. Однако полноценной театральной площадкой на тот момент он не обзавелся. К слову, в том же Акмолинске (который в те годы обладал тем же статусом) театр уже имелся. В Верном салонами театрально-музыкальной жизни служили здания собраний – военного, общественного и коммерческого.

Здание коммерческого собрания в нашем городе не сохранилось. Зато сохранились здания военного и общественного собраний. Последнее сегодня изменило внешний вид до неузнаваемости. По сути, оно стало жертвой перестроек и реконструкций новейшего времени. Хотя когда-то именно здесь начиналась культурная жизнь города – во многом благодаря деятельности итальянца Луки Доминиковича Ланжели, приехавшего в Верный в конце XIX века из России, куда он в свое время прибыл из Милана.

Именно тогда начали воспитываться полноценные академические музыканты. Под руководством Ланжели в городе было создано «Общество ревнителей просвещения», которое также занималось подготовкой музыкальных кадров. Под новый 1900 год со сцены Общественного собрания были исполнены хоры из историко-романтической оперы Дж. Мейербера «Пророк». Ланжели работал и в области хоровой и вокально-симфонической музыки и познакомил слушателей с операми Дж. Россини, Дж. Верди, Р. Леонкавалло, А. Даргомыжского и П. Чайковского.

Здание военного собрания современным алматинцам известно как Музей казахских народных музыкальных инструментов имени Ыхласа. Этот терем-теремок стал неотъемлемой частью ландшафта Парка 28 панфиловцев наряду с Мемориалом Славы, Домом офицеров, Вечным огнем и Вознесенским собором. В нем тоже довольно часто давали музыкальные вчера. Но там правили бал военные музыканты. Довольно занятное представление состоялось там в 1912 году под управлением хормейстера Соловьева, когда к хоровому исполнению подключили тысячи людей – чуть ли ни весь город. В здании военного собрания чаще всего исполнялась патриотическая музыка. Именно здесь состоялась верненская премьера увертюры Чайковского «1812 год».

После революции творческая жизнь в этом здании затухла почти на четверть века. Лишь в годы войны здесь стали гастролировать агитбригады. Выступали и Аркадий Райкин, и Рина Зеленая. А в 1991 году за день до августовского путча на концерте казахской музыки и танца побывал первый президент России Борис Ельцин. Сегодня здесь проводятся концерты и вечера национальной музыки, которые организовывает музей. Как концертная площадка под сдачу в аренду он мало используется, хотя ранее был популярен для проведения корпоративов с участием иностранных гостей.

Аналогичная ситуация и в кукольном театре – бывшем общественном собрании. Сегодня там есть большой зал вместимостью в 214 мест и малый на 60 мест. В аренду он сдается тоже нечасто, так как график театра очень плотный. Республиканский кукольный театр делит это здание с Театром Асанали Ашимова, который туда въехал после январских событий по решению акимата, поэтому для гастролеров времени не хватает.

Концертно-музыкальное архитектурное наследие послереволюционных времен представлено в Алматы двумя интересными объектами. Это клуб НКВД, где ныне расположен Уйгурский театр музкомедии.

Когда-то это здание было шедевром советского конструктивизма. Сегодня оно выглядит как жертва безвкусной реставрации. Клубы НКВД, несмотря на свое название, когда-то были сосредоточием культурной жизни. Как ни странно, чекисты в самые темные кровавые времена середины 1930-х гг любили привлечь к постановкам в своих клубах лучших музыкантов, артистов и писателей. Когда-то в подобных клубах НКВД трудились дирижеры Юрий Силантьев и Карен Хачатурян, артисты Лев Миров и Марк Новицкий. Тексты для скетчей писал Николай Эрдман. К слову, того же Эрдмана это не уберегло от ареста и лагерей. Людям, впрочем, было не до мрачной славы. На спектакли и концерты в клубы НКВД – в том числе и алма-атинский – они ходили с удовольствием. Потому как культурный досуг в те времена был небогатым. Сегодня в этом здании – традиционный репертуарный театр.

В истории архитектуры Алматы 1930-х здание филармонии стало своего рода символом перемен вкусов власти. Приказ о строительстве большого дома культуры отдал легендарный нарком культуры СССР Анатолий Васильевич Луначарский. Поначалу это было строгое прямоугольное конструктивистское здание без излишеств. Потом ему добавили помпезности в виде колоннады и парадного портала. До появления этого здания в Алма-Ате не было полноценного концертного зала. В 30-е их в городе появилось несколько, но здание будущей филармонии оказалось самым большим.

Филармония объединила музыкантов самых разных направлений. Под ее сводами впервые оказались носители столетних традиций казахских песен и кюев и академические музыканты. Парадокс в том, что до 1930-х годов представители этих направлений творчески друг с другом почти не пересекались. 30-е и особенно военные 40-е были периодом невероятного культурного взаимообогащения, когда на одной сцене встречались живые легенды из самых разных, казалось бы, совершенно несовместимых миров. К примеру, Жамбыл Жабаев, Дина Нурпеисова и Сергей Сергеевич Прокофьев.

К слову, именно во времена нахождения Прокофьева в Алма-Ате здание нынешней филармонии переживало свой самый звездный час. Осенью 1941 года в этих стенах расположилась Центральная объединенная киностудия – ЦОКС (эвакуированные в Алма-Ату «Мосфильм» и «Ленфильм». За четыре года здесь были произведены ан свет такие шедевры советского кинематографа военных лет, как  «Парень из нашего города», «Жди меня». Отдельное событие, конечно, съемки фильма великого Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Этот фильм можно считать кинематографически памятником временам ЦОКСа За время съемок фильма центральный концертный зал превращался и в кремлевские палаты, и даже в Успенский собор. Причем чтобы максимально достоверно изобразить все эти объекты, постановочной группе пришлось порядком исхитриться. Ведь днем все электричество шло на заводы, работающие на нужды фронта.  Спас положение креатив оператора Эдуарда Тиссе и художника Иосифа Шнипеля атмосфера храма была создана при помощи белых нитей и направленного на них света софитов. Причем во многих местах это можно даже заметить. Для мирового кино это был во многом уникальный опыт. В те времена часто церкви превращали в дома культуры – а тут пусть и ненадолго, но произошло наоборот. С тех пор тут почти на четверть века поселилась муза кино.

В послевоенные годы киностудия находилась в здании филармонии еще почти двадцать лет, уже под знакомым нам названием «Казахфильм». В то время свои лучшие работы тут сняли Мажит Бегалин, Султан-Ахмет Ходжиков и Шакен Айманов. А музыканты вернулись в эти стены в конце 1960-х.

Во многом это здание уникально – это единственный большой концертный зал в городе (если не считать большого зала консерватории), где имеется орган. Плюс ко всему, большой зал филармонии часто используется и как гастрольная площадка – и для музыкальных мероприятий, и для театральных (спектакли, творческие вечера и т.п.). Аренда зала под мероприятие по разным подсчетам может составлять от 600 тысяч до миллиона тенге за день. Это здание особо ценно, так как обладает очень хорошей акустикой.

Среди старейших музыкальных сценических площадок города, находится и Казахский Национальный Академический Театр Оперы и Балета им. Абая. Самый культовый из всех музыкальных площадок города, построенных до второй мировой войны. Вообще, квадрат улиц Кабанбай батыра — Панфилова — Толе-би — Абылай хана сегодня выглядит настолько устоявшимся в представлении горожан, что трудно поверить: 90 лет назад о нынешнем облике этого квартала ничто не напоминало. Изначально это было место дислоцирования казарм. А нынешняя площадь Астаны (в народе — Старая площадь) именовалась Военной и Военно-Соборной площадью. Примерно на том месте, где сегодня располагаются ГАТОБ и КазНАИ имени Жургенова, находился Алексеевский собор, представлявший собой военный храм. Сначала в нем разместили музей истории религии и атеизма, а потом снесли — квартал решили застроить по-новому.

На рубеже 1920-х и 30-х появились Дом Совнаркома (ныне КазНАИ имени Жургенова) и прилегающие к нему административные здания. И в 1936 году началось строительство оперного театра. Изначально его проектировал архитектор Николай Круглов. Это была классическая конструктивистская громада — в духе большевистских архитектурных экспериментов 20-х. Но построить его не удалось – вкусы власти сменились, архитектор Круглов попал в опалу и был арестован. Перестраивать здание театра пришлось с чистого листа — проект осуществляли Николай Простаков и Толеу Басенов. Здание получилось в новом державном стиле с национальными элементами — сужающимися кверху створками окон. Таким образом примерно на месте бывшей церкви возник новый храм искусства, где сразу после открытия (оно состоялось после начала войны) начали работать такие великие личности, как Сергей Прокофьев, Галина Уланова, Куляш Байсеитова, Роза Багланова, Наталья Сац. И только одна несправедливость была устранена спустя много лет: имя архитектора Круглова вернули из небытия в 1980-е.

Если же сейчас кто-то захочет арендовать зал КНАТОБа для представления, то сделать это будет непросто. Сторонним арендаторам театр не сдает свой зал. Сделать это можно только на условиях сотрудничества и партнерства. Как минимум, билеты распространяться будут через театр. А материальные подробности совместного мероприятия придется оговаривать индивидуально.  


Текст: Константин КОЗЛОВ

Фото: АПН

Ads zone