Записки туриста №3. Назад в СССР

A
adminPMG Автор
08 августа 2014

В социальных сетях и иностранных блогах по определению не может быть много фотографий из Казахстана. Потому что снимать в Казахстане трудно, дорого, а порой и опасно. Президент историко-географического общества «Авалон» Виталий Шуптар пытается понять логику запретителей.
Лет шесть назад выпало мне путешествие по Казахстану с голландскими туристами по разработанному нами туру, чуть позже он станет регулярным и получит название «Назад в СССР». Мы ездили по сталинским лагерям, площадкам бывшего ядерного полигона, заброшенным индустриальным объектам, местам, связанным с гражданской войной, и просто музеям. Первое разочарование ожидало туристов в Астане – нам не разрешили фотографировать в Президентском центре культуры. А потом запреты где только ни звучали, причем не на каких-то стратегических объектах, а в обычных музеях. Все это выглядело особенно символично, учитывая пост-советский маршрут – несмотря на прошедшие годы, мы все так же продолжаем жить по законам советского времени, когда главным правилом было «запрещено всё, кроме того, что прямо разрешено». Наверное, поэтому голландские гости даже слабо не протестовали, а принимали все с пониманием – знали, куда едут. Но ведь не все туристы отправляются в тур по мотивам советского прошлого.   Недавно меня пригласили в областной акимат Караганды на обсуждение проекта концепции культурного развития, так как один пункт касался туризма.
Первое, что я предложил, даже не читая документ, – внести положения о доступности этой самой культуры, которая концентрируется в музеях – ключевых пунктах при построении большинства туристских маршрутов.
Причем дело не в цене (хотя с этим тоже есть проблемы, учитывая весьма разнокалиберную ценовую политику и распространенную в казахстанских музеях ценовую дискриминацию в отношении иностранцев), а в том, что в большинстве наших музеев турист лишен права фотографировать окружающую его красоту. Между тем турист, который не может увезти с собой материальные свидетельства своего пребывания в стране, это турист злой – поскольку столкнулся с идиотскими запретами; и бесполезный – поскольку страновое продвижение сегодня идет в большей мере посредством красивых картинок, распространяемых в личных блогах, социальных сетях и специальных веб-сайтах. «Внутри мавзолея фотографировать нельзя!» - говорит мне привратница в Туркестане. На вопрос: «Почему?» – отвечает, что это место захоронения. Но почему тогда нельзя фотографировать и по соседству, внутри средневековой бани, где никого не хоронили?  На это вразумительного ответа нет, что доказывает изначальную бессмысленность запрета, которого почему-то нет, к примеру, во всемирно известном мавзолее-захоронении Тадж-Махал. Иногда я думаю, что у этого правила та же природа, что и у страха, который австралийские аборигены и другие примитивные народы испытывали перед фотографированием. Они думали, что, запечатлев человека, можно забрать его душу. Более рациональных причин, способных объяснить логику чиновников, я не вижу. В некоторых музеях фотографировать все-таки можно.
Но за такую цену, будто от каждого щелчка фотоаппарата экспонатам становится все хуже и хуже, а все туристы на перепродаже фотографий из Казахстана собираются заработать на всю оставшуюся жизнь.
Маркетинг у музеев разный: кто-то берет плату за определенное количество снимков, другие – за каждый в отдельности, а пару лет назад один областной музей взимал 500 тенге за фото одного экспоната! Ну хорошо, можно исключить вспышки: так поступают многие музеи за рубежом, несмотря на массу профессиональных объяснений, что на то нет веских причин. Вспышки не наносят вреда экспонатам, просто музеи хотят максимально усложнить процесс получения качественных коммерческих фотографий. Но при хорошем освещении, как в большинстве китайских музеев, обычному туристу вспышка и не требуется. И наконец, раз уж вы не даете фотографировать, сделайте соответствующие сувениры и открытки. Так в Берлинском музее нельзя снимать бюст Нефертити (ее нельзя, остальное можно),  зато в большом разнообразии представлены открытки и статуэтки. Туристу есть что увезти с собой. А для многих это чуть ли не главная цель путешествия. Если вы хотите привлекать в страну иностранных гостей, отвечайте их среднестатистическим запросам. Красивое фото, которое можно выложить после путешествия в Фэйсбуке, Инстаграме или любой другой социальной сети,  – вот главный запрос современного туриста. У нас же человек с фотоаппаратом – нежелательная персона везде, где только можно придумать. Акимат, президентский дворец, любой другой «стратегический объект», который зачастую просто создан для того, чтобы служить красивым фоном для фотографий.
Попробуйте встать неподалеку и сделать жизнерадостное селфи – рядом не замедлят появиться люди в погонах и в неизменно грубой форме прекратят вашу фотосессию.
Их самих фотографировать тоже нельзя, практически под страхом смертной казни. На борту самолетов и в аэропортах уже можно, но на взлетной полосе и вокзалах еще нельзя. Я часто вспоминаю один курьезный случай в селе Долинка, там где находилась администрация Карлага. Существующий сегодня музей был еще на стадии создания, когда мы приехали туда с туристской группой. Можно сказать, первые иностранные гости, радуйтесь и встречайте. Но нет: «Знаете, здесь у нас нельзя фотографировать, – потупившись объявила девушка, выступавшая в роли местного гида, –  и здесь нельзя, и там – нигде!» – уже почти кричала она в то время, как туристы пытались сфотографировать здание конторы Карлага. Таково распоряжение руководства. Не сумев определиться, по какой цене продавать право снимать, они решили вообще запретить это безобразие до поры до времени. Часто в таких случаях, понимая абсурдность ситуации, служители на свой страх и риск разрешают нам сделать пару снимков, «ладно, давайте по-быстрому, пока никто не видит». Вот так, втихаря, из-под полы и идет продвижение страны.
«Не берите ничего, кроме отснятых фотографий. Не оставляйте ничего, кроме следов ног. Не убивайте ничего, кроме времени», - гласит популярная среди туристов заповедь. Хотелось бы, чтоб в Казахстане это стало возможным.
Ads zone