Web3.0: каким будет наше мета-будущее


Любое будущее когда-то становится настоящим. Как считает Нина Коваленко, метавселенные, децентрализованная экономика, цифровизация айдентики, искусства, моды и недвижимости перестали быть далекими концепциями, так как к ним можно прикоснуться уже сегодня. Это «будущее» построено на новом поколении интернета — web3.0 (или просто web3). Оно перевернёт наши жизни раз и навсегда так же, как когда-то это сделали web1 и web2. Как именно — читайте ниже.

Эволюция интернета

Для того, чтобы лучше понять, что такое web3.0, необходимо заглянуть в прошлое и отследить эволюцию интернета.

Концепция web1.0 относится к эпохе 90-х. Тогда мир только открыл для себя технологию интернета, и в нем не было порядка и организации. В основном это были статичные сайты, которые отображали какую-то незамысловатую информацию. Но они не позволяли обмениваться ею или проводить какие-либо транзакции.

Наступили 2000-е и на смену web1.0 пришел web2.0. Это время мощных tech-гигантов: Google, Amazon, Apple и Facebook. Эти компании однозначно «причесали» интернет и напрямую изменили ритм наших жизней раз и навсегда. Однако взамен они сконцентрировали в своих руках большой объем власти. Корпорации web2.0 свободно собирают и используют в коммерческих целях персональные данные своих пользователей. Несмотря на то, что успех этих платформ равен количеству их пользователей, бизнес-модель поколения web2.0 не подразумевает какого-либо вознаграждения коммьюнити. В этой схеме пользователь – продукт, который работает на платформу.  

Web2.5 - наше настоящее

Сейчас мы находимся в переходном периоде, назовем его "web2.5" – тот момент, когда многие компании из разных индустрий от моды до финансов уже начали мигрировать на просторы последнего поколения интернета, но еще не совершили свой полный переход.

Ярким примером данной тенденции является компания Facebook Марка Цукерберга. Она недавно переименовала себя в Meta и взяла новый курс на развитие «трехмерного интернета». Другой пример - компания Square Джека Дорси, которая изменила свое название на Block (сокращение от слова «Blockchain») и заявила о стремление задействовать больше возможностей блокчейн-технологий и сделать акцент на децентрализацию.

Основные принципы web3.0

Web3.0 в каком-то смысле стал протестом против «эксплуатации пользователя» в web2.0. Пожалуй, один из самых важных принципов последнего поколения интернета – децентрализация, что с технической стороны подразумевает технологию «блокчейна», на которой построена web3 инфраструктура. Однако, глобально это означает, что власть не может быть сконцентрирована в одних руках.

Создание сообщества

В web3.0 каждый проект максимально сфокусирован на построение сильного сообщества. Если в недвижимости работает слоган «Локация, локация и еще раз локация!», то слоган web3.0 звучит как «Сообщество, сообщество и еще раз сообщество!». Бизнес-модель таких проектов предполагает вознаграждение всех активных участников сообщества.

Для наглядного сравнения рассмотрим реальные кейсы социальных платформ поколения web2.0. Например, Instagram и ТikТок, в которых пользователи получают бесплатный доступ к платформе, а корпорации зарабатывают на сборе персональных данных и интеграции рекламы. На этом цикл взаимодействия между этими социальными сетями и их пользователями замыкается. Социальные платформы поколения web3.0 работают иначе – создатели контента являются не просто обычными пользователями, а важной частью эко-системы. Взамен за свой вклад в виде создания контента пользователи получает вознаграждение в виде «токенов». Чем лучше твой контент и чем чаще ты им делишься, тем больше твое вознаграждение. Некоторые токены имеют финансовое предназначение, другие дают возможность их владельцам принимать стратегические решения внутри проекта.

Сообщество имеет большое значение внутри системы. Это один из основополагающих принципов web3.0. Модель управления компаний web3.0 строится на концепции DAO, что расшифровывается как «Децентрализованная Автономная Организация». В рамках организаций данного формата решения принимаются не определённым лицом (например, СЕО или топ-менеджерами), а коллективно методом голосования участниками сообщества. Конечно, не все проекты web3.0 еще добились такого уровня децентрализации в управлении, но многие к этому стремятся.

Защита данных

На территории web3.0 к вопросу о защите персональных данных относятся с особым вниманием. Каждый ее участник оставляет право владения личными данными за собой. Корпорациям, которые собирают персональные данные пользователей, используют их для внедрения рекламы на своей платформе, а возможно и передают эти данные за ее пределы, место в web3.0 не найдется. В web3.0 никто кроме самого человека не может капитализироваться на персональных данных.

Насколько быстро и глубоко web3.0 интегрируется в наши жизни покажет только время. Так или иначе, web3.0 – это цифровая революция, которая происходит прямо на наших глазах. Стоит задуматься над участием в нем уже сейчас, так как скелет эко-системы все еще продолжает формироваться. Возможно, кто-то из нас сможет значительно повлиять на то, как будет выглядеть наше мета-будущее.

_______________________________

Автор: Нина Коваленко

Бизнес-консультант стартапов, крипто-энтузиаст и NFT-коллекционер.

Twitter: @CryptoNinoush

Ads zone