Вынос мозга

A
adminPMG Автор
29 июня 2017

Налог на холостяков. Мнение.

Подчинить человека чужой воле, сделать внушаемым и навязать любую идеологию довольно просто. Наталья Першина утверждает, что для этого достаточно знать четыре основных приема. 

Вынос мозга

Попадать под влияние разномастных гуру, следовать туманным учениям и вступать в секты склонен определенный тип людей. Многих из них можно регулярно видеть на всевозможных тренингах – не навыковых, где слушатели осваивают инструменты для бизнеса и повышения личной эффективности, а на специфических семинарах, устроители которых обещают обретение внутренней гармонии, осознание собственного предназначения, воссоединение с высшим «я» и т.п. Названия таких тренингов тоже, как правило, поэтичны и абстрактны: «Путь к себе», «Гармония Дао», «Энергетическая защита», «Космическое изобилие» и так далее... 

По словам психолога, психотерапевта, члена Международной федерации коучинга Вахтанга Джапаридзе, аудитория этих семинаров – люди, которые подсознательно ищут вожака. Особы с повышенной тревожностью, которым надо прибиться к какой-либо стае, потому что в одиночестве они чувствуют себя незащищенными.

– У них выражен мотив аффилиации, то есть потребности сбиваться в эдакие могучие кучки. Чем выше тревожность, чем слабее ощущает себя человек – хоть физически, хоть социально, – тем больше вероятность попасть в секту. Потому что есть ощущение внутренней слабости, неполноценности, ощущение того, что один ты не выживешь. И если человек не находит здоровых механизмов выживания в семье, на работе, в привычном круге общения, он начинает искать нечто трансцендентное. А все эти туманные названия тренингов оттого, что их можно понимать по-разному. В них нет никакой конкретики. Как можно понять «Путь к счастью»? Только наполнив эти слова собственным эмоциональным содержанием, то есть попросту загипнотизировав самого себя. 

Вот на это, в первую очередь, и реагируют люди. Обычно это подростки, потому что они эмоционально очень подвижны. Вторая группа – люди в возрасте около сорока лет. Они оглядываются на прожитое и понимают, что неудовлетворены. Возникает тревога, что упущено что-то важное, жизнь проходит зря… Как правило, в культы и секты попадают нереализованные люди, которые в какой-то степени чувствуют себя маргиналами. Причем независимо от социального положения. Исходя из моего опыта психотерапии, я заметил: чем выше люди находятся на социальной лестнице, тем больше у них проблем. Разумеется, проблемы другого рода. Может, материальных трудностей здесь нет, но есть проблема смысла жизни – очень серьезная. Есть большие проблемы с чувством счастья – у многих внешне успешных людей есть масса эффективности, но счастья нет. По этой причине в рядах разного рода сект немало известных и влиятельных персон.

Вынос мозга

Отрыв от реальности

Впрочем, любой ощущал себя глубоко несчастным: по причине нехватки денег, болезни, разочарования, острой нужды в поддержке окружения. В этот самый момент человек может стать уязвимым для проповедников и «учителей». Те в свою очередь умело используют инструменты влияния. Вахтанг Джапаридзе отмечает важную деталь. Например, адепты некоторых религий, что любят отлавливать прохожих на улице или ходить по квартирам с проповедями, обычно являются своим жертвам небольшими группами или по двое. И это не случайно. 

Во-первых, в социальной психологии есть принцип социального доказательства: если несколько человек говорят, что, к примеру, Бог существует, то слушатель склонен соглашаться быстрее, чем в беседе один на один. 

Во-вторых, если говорить с человеком с двух разных сторон на одну и ту же тему разными словами, то левое и правое полушария обрабатывают информацию таким образом, что слушатель входит в измененное состояние сознания – попросту в транс. Если посмотреть со стороны на субъекта, которому уличные проповедники промывают мозги, можно заметить у него все устойчивые признаки транса: прекращаются глотательные движения, мышцы лица сглаживаются, он весь как будто замирает. Может показаться, что он думает. На самом деле он просто воспринимает информацию. И чтобы отследить себя в таком состоянии, а затем осознанно из него выйти, человеку необходимо иметь опору внутри себя – ощущение успешности хоть в чем-то. Отсутствие уверенности – тот крючок, на который и ловят клиента проповедники (гадалки, маги и тому подобная публика). А дальше все просто. Новичка окружают редким теплом и заботой. 

– Возникают очень сильные положительные эмоции, – отмечает Вахтанг Джапаридзе. – А  что такое эмоции? Это результат несовпадения ожиданий с реальностью. Человек ждет, что его встретят какие-то люди, но никак не ожидает, что они ему на шею бросятся. Возникают сильные позитивные эмоции, в кровь попадают «гормоны счастья» – эндорфины и серотонин. Причем доза выстреливается «лошадиная». И так несколько раз. Поэтому человеку хочется ходить в секту еще и еще – он тоскует по этой внутренней дозе допинга. И способов окончательной реабилитации жертв таких вот сект еще не придумали. Потому что организм расшатывают, человек становится похож на наркомана – ему требуется все большая и большая доза гормонов удовольствия. А все остальное его перестает волновать. Уже никакие социальные достижения его не возбуждают, физиологически эмоции у него не возникают в отношении других целей – только поиск чего-то там высшего…

Разделяй и властвуй

По словам Вахтанга Джапаридзе, чтобы обычного здравомыслящего человека превратить в горячего последователя своего учения, организаторы «духовных» тренингов и предводители культов используют четыре метода. 

1. Сначала необходимо получить доступ к телу клиента. А именно – вырвать его из привычной среды на весь день, с утра до позднего вечера, а еще лучше – на несколько дней. Вывезти в санаторий, различные сектантские постройки, ашрамы, «святые места». Либо сделать так, чтобы человек сам пришел на какое-то пробное занятие. Инструменты и технологии для заманивания последователей обычно очень здоровые, работающие, хорошо выглядят и реально помогают жить. Но все это делается для того, чтобы слушатель купился на навязанную ему идею. Лидерам такого сообщества, в первую очередь, необходимо завязать отношения с пришедшими. Инструменты для этого берутся из технологий HR, маркетинга, психотерапии – откуда угодно. Так уж мы устроены – нам сложнее отказать человеку, с которым у нас сложились позитивные отношения, чем кому-то малознакомому. 

2. После нужно сломать в человеке чувство уверенности, так как личность с твердыми убеждениями слабо поддается воздействию. Проще говоря, необходимо создать у индивидуума псевдоопыт неуспешности. Для этого также используются различные приемы. Слушателям могут дать задание, не имеющее решения. Это может быть сложного уровня психотехника, для работы с которой нужно специальное образование. 

Тебе задают вопросы, которые не имеют ответа: «Может ли Бог создать камень, который не сможет потом поднять»? Это лишь вызывает бесплодные дискуссии и сбивает аудиторию с толку – это псевдологика.

Еще один вариант, радикальный, – прямые оскорбления и унижения, вплоть до избиения. Это, конечно, подается в контексте исцеления и очищения: «Чтобы вылечить твою экзему, мы должны бить тебя палками». 

Главная цель – показать, что твой способ жизни либо не эффективен, либо греховен. У тебя должно возникнуть чувство неуверенности или вины. Срабатывает железный аргумент: «Раз ты сюда пришел, значит, что-то не так. Сюда случайно люди не попадают. Значит, все, что ты делал в этой жизни, неправильно». 

При этом человека убеждают: ты не виноват, что так жил, ведь твои родители тоже жили неправильно. Это делается для того, чтобы оторвать человека от его родовой самости. В нашей психике есть структура, она называется «самость», которая содержит в себе на психогенетическом уровне все наработки выживания, которые накопил род. Все просто: если ты сегодня живешь на свете, значит, твои предки много чего сделали правильно. По сути, это вся твоя эволюция, записанная в генах. И вот это манипуляторам необходимо «выключить», чтобы слушатели стали если не законченными шизофрениками, то стадом, поддающимся влиянию. 

3. После того как у человека создался внутренний конфликт, он начинает воевать сам с собой. В этот момент его психическая энергия уходит на подавление себя же. Тогда начинаются заявления вроде: «Победи в себе гордыню!» А кто-нибудь, скажите, знает, что это такое?

Или: «Нужно победить в себе страсти!» Что это значит? Какие страсти имеются в виду? И что понимается под «победой над страстью» в принципе? Обратите внимание, различные «священные писания» очень абстрактны. А значит, удобны для какого угодно толкования. За этими словами не стоят никакие конкретные образы, а значит, для того, чтобы их понимать, человек наполняет их своими эмоциями. Так у него возникает ощущение, что он «в теме», что у него происходят озарения и открытия. 

Человек, ощущающий неуверенность, пытается восстановить чувство контроля над реальностью. Он ищет опору, и тогда ему говорят: «Вот эти убеждения (установки, инструменты), которые дадут тебе чувство контроля». И опять же создается псевдоопыт контроля над реальностью – прямо в аудитории. А уж если начинается коллективная медитация, в этот момент очень легко встроить галлюцинации. Во время таких занятий часто нарушается режим сна и питания, нервная система испытывает перегрузки, человека легко убедить, что он контактирует с каким-нибудь архангелом. По сути, он контактирует с проекцией собственной психики. Опять же при этом у него происходит мощный выброс положительных эмоций, ему хочется еще больше, он начинает регулярно практиковать подобный опыт и закрепляет эту галлюцинацию как материальный факт. 

Так человек попадает в новую модель мира, которая порождает модель поведения, выгодную администрации «кружка по интересам».

4. И, наконец, четвертая ступень (в совсем уж жестких формах): вступает контроль над сексуальной жизнью человека – она просто становится непривычной или ограниченной. Вас могут ненавязчиво изолировать от привычного окружения или ввести прямой запрет на сексуальные отношения внутри группы в какой-то период времени. Вариантов много, главное – любыми способами создать принцип дефицита. А стоит человеку что-то запретить, ему тут же начинает хотеться этого гораздо больше. 

Часто наряду с этими методами используются дополнительные инструменты: всевозможные окуривания, благовония – все эти вещества помогают вводить человека в измененное состояние сознания. В некоторых сообществах открыто практикуется курение или принятие наркотических веществ как часть духовных практик, техник просветления, вознесения – чего угодно. Методов воздействия огромное количество. Главная опасность их в том, что часто они маскируются под вполне безобидные и даже полезные навыковые тренинги. И если чувство абсолютной удовлетворенности жизнью удается сохранить не всегда, важно запомнить главное. Какие бы идеи ни декларировал учитель, его следует опасаться, если он стремится изолировать своих учеников от привычной среды, лишить их уверенности, направить их энергию на «подавление собственных страстей» и контролировать их сексуальную жизнь.


Записала Наталья Першина, иллюстратор Каирхан Орымбаев

Не забудьте подписаться на текущий номер
Ads zone