В июне музыкальный лейбл Musica36, основанный Скриптонитом в 2019-м, сообщил, что прекратил свою деятельность в феврале этого года. Объяснений при этом никаких не было. Позже стало известно, что подопечные "отца" поделились на два сообщества и запустили собственные лейблы - Shotal и SUPERNOVA. Со вторым познакомим вас ближе. Esquire поговорил с Владиславом Зайченко - участником Gruppa Skryptonite и Bludkidd, основателем и генеральным директором нового музыкального лейбла SUPERNOVA.
По данным российских СМИ, музыкальный лейбл SUPERNOVA был основан осенью 2021-го, т.е. примерно за полгода до прекращения деятельности объединения Musica36. Как, когда и по каким причинам возникла идея создать SUPERNOVA?
Лейбл был основан через пару месяцев после нашего переезда в Алматы, в конце мая 2022-го. Musica36 на тот момент уже не существовала в своём прежнем виде. Адиль (прим.ред. - Скриптонит) предложил мне создать свой лейбл в инди/альтернативном направлении, объединившись с бывшими артистами Musica36, с которыми мы были схожи в мировоззрении, взглядах на музыку и в отношении к творчеству в целом: Samurai Sluts и "Сёстры". Это предложение полностью совпадало с моим внутренним решением продолжать заниматься музыкой. Вскоре я приступил к поискам команды и начал прорабатывать план работы. Спустя менее чем два месяца у нас состоялись релизы сингла bludkidd, альбома и клипа Samurai Sluts.
Так же мы начали сотрудничать с новыми артистами - PERVAKOVA и Экспи. Можете ожидать от лейбла SUPERNOVA множество релизов, которые точно не оставят вас равнодушными.
А какое значение вы вложили в название SUPERNOVA?
Сверхновая - это такой период жизни звезды, когда она многократно увеличивается и начинает выбрасывать в окружающее ее пространство огромное количество энергии. Эта метафора мне показалась красивой и вдохновляющей.
Расскажите, как сейчас выглядит ваша команда.
Я занимаюсь A&R, творческими задачами и планированием, а также работаю непосредственно с музыкой. Помогаю артистам с записью и звуком, с идеями по контенту и прочими творческими вопросами. Директором лейбла является Настя Байбула (прим.ред. - бывший продюсер GAKKU TV), с которой я познакомился в волонтёрском штабе гуманитарной помощи Украине. Я был поражён ее талантом настраивать работу коллектива и успевать выполнять какое-то безумное количество дел, не говоря о ее личных качествах, что тоже важно для меня в команде. Настя - талантливый продюсер съёмок и имеет опыт общения с артистами.
Так же у нас работают алматинцы на разных должностях и в планах расширять штат.
Вы также являетесь участником Gruppa Skryptonite. Группа по-прежнему функционирует?
Gruppa Skryptonite сейчас на паузе в связи с рядом перемен и сложностей, возникших после 24 февраля.
Объясните свое решение перебраться в Казахстан. Как это произошло?
24 февраля мне позвонила мама со словами - «Нас бомбят!». Жизнь разделилась на "до" и "после". Я украинец. Вся моя семья и друзья в Украине. Нас, как группу bludkidd, ждали релизы, выступления… И вот мы стоим с Тошиком в офисе Musica36 просим Адиля помочь уехать из Москвы. Он не только помог нам, но и его позиция к этой чудовищной войне в точности совпала с нашей. У меня постоянно спрашивают, было ли закрытие лейбла в период начала военных действий совпадением? Нет, это не совпадение. Адиль не видел возможности заниматься творчеством в государстве, ведущим такую политику. Musica36 организовали переезд всех артистов и сотрудников лейбла в Алматы. Первыми улетели украинцы (я, Тошик и Рома Индаблек), немного позже присоединились все остальные.
Не могу не поинтересоваться, как ваши родные в Украине переживают происходящее? Где они? Что с ними? Надеюсь, все целы.
Спасибо, что интересуетесь. Все целы. Мои родители сейчас в Украине и они никуда оттуда не уедут в ближайшее время по ряду личных причин. Семья очень тяжело переживает происходящее, как и другие украинцы. Я поддерживаю родных всем, чем могу, но некоторые беседы с ними просто разбивают мне сердце. Это действительно самые тяжелые для нас времена. Но мы не падаем духом и верим в лучшее.
Последний трек Bludkidd "Добро переможе зло", если не ошибаюсь, первая песня на украинском языке в вашем репертуаре. Понятно, что это творческая рефлексия на все эти страшные события. Раскройте, пожалуйста, как и при каких обстоятельствах создавалась эта композиция. Что она для вас значит?
Изначальный рифф я написал в квартире уже находясь в Алмате. В тот период мы с Тошиком и Ромой (Индаблэк) пытались что-нибудь набросать, используя тот минимум аппарата, который был у нас дома. Я писал в небольшой спальне, подключив к ноутбуку гитарный процессор. В тот период мне удалось написать несколько демок на разных языках, но самым удачным треком для bludkidd стал "Добро переможе зло".
С начала войны украинские артисты стали дропать песни с очень агрессивными и вполне понятными настроениями. Я это вижу как естественный выплеск в ответ на ощущаемую боль и страдания. С нашим треком мы дали себе больше времени переварить все и обдумать посыл. Я старался найти изнанку всех ужасов, которые сейчас происходят. Доброта и сочувствие, которые я увидел в людях, работая в штабе гуманитарной помощи Украине, помогли мне в этом и натолкнули меня на простую мысль - добро действительно победит зло. Иначе быть не может. Иначе мир скатится в бездну. С такой отправной точки я начал формировать свои куплеты и припев. Часть Тошика была написана им очень быстро и она получилась более эмоциональной и резкой. Под его текст мы придумали отдельную музыкальную часть чтобы подчеркнуть контраст. Инструментал записали на предоставленной нам студии SoundLab Records буквально за вечер. Там же мы все и свели.
Я читала в вашем инстаграме про 100 дней творческой комы, которые были до этой песни. Что помогло выйти из этого состояния и продолжить двигаться вперед, открыть лейбл и обживаться в новой стране?
Сразу после переезда я понимал головой, что нельзя стоять как лань в свете фар, но меня парализовали новые иррациональные чувства и мне понадобилось время, чтобы разобраться с ними и привести себя в порядок. В первые недели после переезда я не мог адекватно смотреть в будущее, я был с головой поглощен ужасными мыслями, целиком находясь в инфополе войны. Тем более, я не мог решить насколько уместно делать музыку в это время.
Отрезвляющей пощечиной стала совокупность нескольких факторов. Во-первых, ощущение ответственности за семью и близких. Во-вторых, общение с волонтерами и помощь в штабе дала осознать, что мы не одиноки в своих переживаниях. Очень помогла справиться со всем помощь наших друзей в Казахстане, которые поддержали и нашли правильные слова в нужный момент. Ощущение стержня внутри вернулось и я понял, что нужно двигаться и использовать все шансы, которые сегодня мне предоставляет жизнь.
Банально, но как вам у нас? В творческом плане.
Комфортно и легко. Алматинцы интеллигентные и легкие в общении люди, открытые к творческим предложениям и готовые работать с энтузиазмом над интересными проектами. Радует высокая планка и профессионализм, особенно в видеопродакшне. Авторская музыка тоже очень интересная, хоть ее и не так много. До переезда в Алматы я не особо разбирался в культурной обстановке в Казахстане и не был знаком с творчеством местных артистов. За месяцы пребывания здесь я послушал множество местной музыки, ходил на фестивали и концерты. Мне особенно нравится алматинская инди-сцена, есть очень крутые артисты. С некоторыми из них мы готовим коллаборации. Еще огромный бонус города – это горы, которые наблюдаешь вблизи каждый раз по пути на студию. Внутри все замирает от вида. Каким-то образом это очищает голову и прекращает внутреннюю болтовню, настраивая на работу.
Раз все здесь, и Скриптонит в том числе, оказывает ли он какую-то поддержку лейблу?
Мы остаемся полностью независимыми в своем творчестве, однако можем опираться на Адиля и его команду в организационных и производственных моментах. Адиль регулярно отправляет гуманитарную помощь в Украину. Я благодарен за возможность творить в безопасной и комфортной атмосфере. Отдельно благодарен за поддержку моего народа. Наши друзья-казахи помогают нам морально и психологически, учитывая что мы в новой стране без близких людей рядом.
Расскажите о самобытном проекте - Samurai Sluts. Как вы впервые услышали о них? При каких обстоятельствах познакомились с ребятами? И почему они позиционируют себя как инкогнито-группа?
Samurai Sluts уже сотрудничали с Musica36 и готовили релиз дебютного альбома. Так что познакомились мы с ними на студиях лейбла еще зимой. После переезда в Алматы у меня получилось вникнуть в музыку самураев по-настоящему и она меня поглотила. Не было никаких сомнений в нашем сотрудничестве. Я горжусь работой с ними.
Самураи - музыканты, скрывающиеся под масками, из-за чего можно воспринимать их музыку напрямую, не привязываясь к контексту, который создают их личности. Визуальная составлящая этого проекта взвешена и концептуальна, нужно просто дать время этому правильно раскрыться. А насчет названия все просто - оно было метко подмечено в одноименном фильме для взрослых.
Слышала, вы собираетесь представить и казахстанских артистов. Когда это произойдет?
Мы открыты для сотрудничества с местными артистами. Сейчас действительно идут переговоры с некоторыми из них и вас приятно удивит, насколько у нас большие планы.
По каким критериям отбираете артистов в SUPERNOVA?
В данный момент у нас нет целиком продюсерских проектов. Мы помогаем раскрыться талантливым ребятам, в которых видим большой творческий потенциал и амбиции. Поэтому в первую очередь мы слушаем материал и дальше полагаемся на инстинкт. Мы не гонимся за каким-то определенным жанром или однозначным творческим вектором. Нам интересно выпускать музыку, сделанную с любовью и вниманием к деталям, проработанную и концептуальную. Мы верим, что такие песни могут не просто залететь на неделю в чарт, а стать для слушателей вечной классикой.
Спрошу как у профессионала и ценителя. Что сегодня важно в музыке? За чем будущее?
Уже давно музыка пришла к тому, что её можно создавать в простых условиях и она будет звучать достойно. Регулярно появляются новые игрушки, упрощающие жизнь музыкантов и делающие процесс продакшена комфортнее и интереснее. Из-за чего музыки всех жанров становится больше. Молодым артистам помимо таланта и знаний сейчас все больше необходимы терпение, настойчивость и продуктивность, чтоб пробиться сквозь информационный шум и постоянно увеличивающееся количество релизов.
Поп-музыка сейчас упрощается - песни становятся короче, идёт борьба за внимание слушателя с первых секунд. Но не смотря на это происходит удивительное переосмысление разных эпох и применение жанровых клише в новых контекстах. Поэтому для автора сегодня, как и во все времена, крайне важно слушать как можно больше музыки, не привязываясь к жанру, и разбираться в истории и быстро меняющихся актуальных течениях.
Меня приводит в восторг технический прогресс и то, как он влияет на музыкальный мир. NFT, метавселенные, VR-концерты и выступления в онлайн-играх делают слушателя ближе к артистам и создают новый формат взаимоотношений.
Музыка - удивительная сила! Настоящая магия в реальном мире и способов удивлять становится все больше.
Интервью: Виолетта Тельманова
Фото: личный архив