В Казахстане планируют внедрить биометрию для услуг сотовой связи. Насколько необходимо такое нововведение?
По словам сооснователя казахстанской IT-компании Verigram AI Адлета Мукашова, биометрическая верификация личности в телекоме используется более двух лет. В связи с этим в правительстве решают, нужно ли на законодательном уровне формализовать использование биометрии. Также возникла необходимость повышать точность идентификации личности. Для этого телеком-операторам нужен доступ к госбазе данных физлиц, где хранятся эталонные фото граждан.
Он отметил, что интеграцию лиц казахстанцев в базы данных компаний связи можно осуществить онлайн, через приложения.
«Нюансы могут возникнуть с идентификацией иностранных граждан, ведь по ним эталонных фото у нас в Казахстане нет. На межгосударственном уровне работающего механизма обмена тоже пока нет. Соответственно, здесь сохраняется вероятность прохождения в системе поддельных паспортов иностранцев», – рассказал эксперт в интервью изданию LS.
Говоря о том, что биометрия снижает уровень мошенничества, Мукашов привел в пример финсектор, где после внедрения обязательной биометрии мошенникам стало гораздо сложнее оформлять кредиты на других лиц. По словам эксперта, с 2020 года наблюдалось семикратное снижение фрода.
«В телекоме теперь будет видно, кто звонил, кому принадлежит номер, какое у него лицо. Мошенники станут опасаться этого, что снизит их мотивацию, и понадобится некоторое время для совершенствования преступных схем», – пояснил он.
Отвечая на вопрос о безопасности хранения биометрических данных у телеком-операторов, Мукашов отметил, что у них уже есть база, к которой добавят лица. По заверению эксперта, защита у компаний высокая.
«Тем не менее безопасность данных напрямую связана еще и с законом о персональных данных. Не секрет, что в сравнении с той же Европой наш закон отстает. Например, в Европе за утечки персональных данных или их неправомерное использование могут быть предусмотрены миллиардные штрафы. Соответственно, операторы будут инвестировать в защиту ровно столько, сколько они рискуют потерять», – отметил эксперт.
Сегодня номер телефона уже является цифровым идентификатором личности и становится значимее удостоверения, так как все банковские операции, активности в соцсетах, ретейле, госуслугах реализуются через него. В связи с этим защита номеров повышает ответственность телеком-операторов перед общественностью и государством.
Вместе с тем, по словам Мукашова, биометрию можно применить не только в банках и сотовой связи. Ее также можно вшивать в маркетплейсы и сервисы, требующие соответствия 18+, включая продажи алкоголя и табачной продукции.