«Такие мелочи» с Киллианом Мёрфи: каким получился фильм-открытие Берлинале-2024

I
ileru Автор
19 февраля 2024

На прошлой неделе в Германии стартовал 74-й международный Берлинский кинофестиваль. В борьбу за главный приз в виде «Золотого медведя» вступило 20 лент, включая три документальных фильма. Фестиваль открылся камерной ирландской драмой Тима Милантса «Такие мелочи». Главную роль в картине исполнил Киллиан Мёрфи, а продюсерами выступили Мэтт Деймон и Бен Аффлек. Кинокритик Ораз Керейбаев сейчас находится на Берлинале, откуда делится своим мнением о фильмах-номинантах и картинах-новинках.

Фильм-открытие обычно задаёт дух фестивалю и по-своему объединяет смотр под некой общей темой. В нынешнем году «Такие мелочи» выглядит как наиболее логичный выбор, ведь лента говорит о влиянии маленьких и зачастую незаметных поступков на глобальную картину мира. Так, публика наблюдает за жизнью торговца углём Билла Ферлонга (Киллиан Мёрфи), который боится пойти против системы даже в каких-то мелочах. Причём, как показывает фильм, такая дилемма универсальна как и для сегодняшнего общества, так и для жителей маленького ирландского городка в ХХ веке, где происходят все события ленты.

Давление системы, требующей от маленького человека покорности, ощущается в каждой сцене фильма. Однако для большинства зрителей, не знакомых с историей Ирландии, причина нарастающего напряжения остаётся загадкой практически до самого конца картины. Когда лента подходит к завершению, публика невольно начинает переносить проблемы, поднятые в фильме, на нынешние реалии, где бездействие каждого отдельного человека приводит к разрушительным глобальным последствиям. 

В самом начале картины нам заявляется, что персонаж Киллиана Мёрфи провёл всю свою жизнь в страхе. Он старается не высовываться, оправдывая это заботой о семье. Однако с первых сцен зрители понимают, что такая позиция не близка главному герою. Поэтому он постоянно хочет найти способ помочь людям, попавшим в беду. Тем не менее из раза в раз страх берёт вверх, отчего мужчина только сильнее начинает ненавидеть себя. 

В один день Билл натыкается на обитательниц приютов Магдалины, такие учреждения получили распространение в католических странах и создавались для перевоспитания «падших женщин». Увидев нечеловеческие условия жизни девушек, у мужчины возникает желание спасти их. Но не всё оказывается так просто. Глава церкви недвусмысленно намекает, что попытки Билла вытащить девушек из приюта негативно отразятся на дочерях главного героя. Вместе с этим она даёт мужчине взятку, которая оказывается как нельзя кстати для семьи, едва сводящей концы с концами. В итоге Билл оказывается на распутье: спасти ближнего, но самому оказаться в уязвимом положении, или же закрыть глаза на происходящие вокруг ужасы и продолжить своё незаметное существование. 

Помимо универсальной темы, хочется похвалить Тима Милантса за запоминающийся стиль повествования. Картина очень медленно раскрывает основной конфликт фильма, предпочитая сначала дать зрителям возможность всецело погрузиться в рутину главного героя. Каждый тяжёлый рабочий день персонажа заканчивается ужином в кругу семьи. Перед этим у Билла происходит своего рода ритуал, где он интенсивно отмывает свои руки от угля и прочей грязи. Таким образом мужчина буквально оставляет тяготы внешнего мира снаружи, предпочитая не думать об этом дома. Схожие метафоры можно найти на протяжении всей картины, что даёт публике увидеть в, казалось бы, простом мужчине средних лет глубоко травмированного и оттого испуганного персонажа. Поэтому любой смелый поступок Билла ощущается монолитным, ведь мы знаем сколько усилий он стоил герою.

Что касается технической части, то стоит выделить операторскую работу Франка ван ден Эедена. На протяжении всей ленты он предпочитает использовать крупные планы и ручную камеру. Так зрители оказываются ещё ближе к герою, что позволяет нам глубже прочувствовать его переживания. Аутентичности фильму придаёт использование натуральных источников света, а также их отсутствие в тёмных помещениях. В совокупности с уже упомянутыми крупными планами это добавляет интимности между персонажами и зрителями. 

Тем не менее удачные операторские решения зачастую ломаются о крайне нелогично выстроенную манеру монтажа и постоянное нарушение правил постановки кадра. Так, в статичных сценах нам могут показать десяток склеек, которые ещё и выполнены самым неочевидным образом. Скорее всего столь бросающиеся в глаза решения были приняты специально, чтобы показать напряжение в сцене. Однако в большинстве случаев вместо дополнительной динамики фильм просто запутывает зрителя в пространстве.

Если подытожить, то «Такие мелочи» умудряется рассказать универсальную историю, но не использует для этого универсальный язык повествования. Многим зрителям будет тяжело понять моральную дилемму главного героя, так как они могут банально не знать о существовании приютов Магдалины. Другой отталкивающий фактор — это медленный темп картины и неконвенциональный визуальный язык. В то время как одним понравится медитативная история о торговце углём, многие предпочтут не вдаваться в детали жизни мужчины. Фильм легко придётся по вкусу фанатам неспешных историй о маленьких людях, но лента вряд ли получит широкую огласку за пределами фестивального сообщества. Поэтому «Такие мелочи» можно назвать отличным открытием Берлинале, но не самым важным фильмом конкурса. 


Автор: Oraz Kereibayev

Ads zone