Аутентичные места, люди, ситуации - все в дебютной полнометражной киноленте Яны Скопиной подлинно. Майки и шорты, трава и музыка, деньги и сленг, футбольные мячи и драки... При этом картина - не ностальгическая лавка старьевщика. Она жива, как те многолетние карагачи во дворе, что попали в кадр. Роман Райфельд сходил на казахстанскую премьеру фильма, открывшего X Международный фестиваль студенческого и дебютного кино «Бастау».
В Караганде, в натуре
Самым большим сюрпризом «Скоро кончится лето» стало для меня отстутсвие алматинских экстерьеров. Не согласиться с родившейся в Алма-Ате режиссеркой новой казахско-русской картины сложно: воссоздать в 2020-е наш город образца 1990 года без «гуфов», косяков разного рода - задача практически невыполнимая. Еще один повод опечалиться за некогда архитектурно красивый мегаполис. Все, что искали создатели ленты, они нашли в Караганде и Темиртау. Были еще и съемки в Мерке и, собственно, Чуйской долине. Точь-в-точь, как тогда: старые малоэтажные дома, небогатая среднестатистическая сантехника, трамваи, мебель, бытовая техника и даже Алан Чумак с Владимиром Молчановым по телевизору.
Удачную работу художника-постановщика Татьяны Азаровой и художника по костюмам Гоар Игитян отмечаешь, когда видишь обшарпанные балконные двери, дворовые площадки и аутентичную одежду героев. Видишь ее, а вспоминаешь, во что был одет тем летом ты сам. Ведь и я, как Баха - протагонист «Скоро кончится лето» - закончил школу в том самом году. Потом были экзамены на журфак, колхоз и... смерть Цоя, строка из последнего альбома которого подарила название фильму. Хорошо использованы и другие приметы времени - постановка «на счетчик» и видеосалоны, авантюры и кидалова, повальная беднота и пустота, не раз возникающий в сюжете базар - все это, как и использованные к месту архивные материалы колоритно восстанавливают в памяти все происходящее тем летом.
И жизнь, и слезы, и любовь...
Картина, производство которой было задержано пандемией, сочетает в себе в разумных и необходимых количествах элементы драмы, комедии, даже документального кино. Здесь все сглажено: много наивности и почти не заметен мрак, без которого и не вспоминали тот период истории, т.к. тяжело было всем. Главный персонаж - его играет карагандинец Алихан Абильдин, которого долго убеждали согласиться на роль Бахтияра, - серьезно увлечен гипнозом, музыкой и девушкой по имени Берта, по поводу не случающихся отношений с которой он как-то запишет на диктофон: «На пороге выпускной, но, увы, ты не со мной». Он сидит в солнцезащитных очках и гипсом на руке за завтраком в маленькой кухне родительской квартиры, выпендривается совсем как Бананан из соловьевской «Ассы», влияние которых на свое творчество в целом и эту картину подтверждает ее создательница.
В роли других центральных персонажей - Берты и Витька - снялись молодые российские актеры Ольга Обумова («Happy End», 2021) и Рамазан Ахмедов («Ника», 2022). Баха, часто появляющийся в своей любимой красной кепке, как и другие герои истории, ищет себя в этом мире, пойманном в кадр буквально за пять минут до его разрушения. С одной стороны он любой балующийся травой и алкоголем подросток, с другой - в его жизни хватает и проблем метафизических. Эдакий сплав упомянутого Бананана с Курьером Карена Шахназарова и Плюмбумом Вадима Абдрашитова.
Музыкальный импрессионизм
Она довершает картину лета 1990-го. И дело здесь не только и не столько в Цое, записи с концерта которого в алма-атинском Дворце спорта в феврале 1989 года использованы в самом начале и чьи песни звучат в разных версиях на протяжении всего фильма. Мазки этого импрессионистского кинополотна дополняют и сочинения Анны Друбич - композитора «Скоро кончится лето» и дочери актрисы Татьяны Друбич и Сергея Соловьева. Органичны в саундтреке и произведения, написанные актером Рамазаном Ахмедовым (псевдоним R.A.Svet) для группы его персонажа «Голые тени». Если дискотека на выпускном, то, конечно, Женя Белоусов с «Девочка моя синеглазая» (хит 1988-1989 гг.) и, разумеется, «Сезон дождей», только начинавших тогда раскручиваться в Москве A’studio. А если утро после тусовки, то непременно «Электричество» «Аквариума». И даже использованная «грязная» демоверсия «Скоро кончится лето», звучащая на финальной сцене картины бьет прямо в цель, чего не случилось бы, внедрив авторы в этот эпизод студийную, вышедшую на альбоме.
Лето действительно кончилось
Скопина весьма искусно подметила своим сценарием (совместно с Р. Голованем) и режиссурой, что переломным для мира Бахтияра, всех героев фильма и нас с вами было вовсе не лето 1991 - лето ГКЧП и последующий за этим документально оформленный развал СССР. Все сломалось раньше и водоразделом, реквиемом той ломке был уход певца и автора песен Виктора Цоя. Как считает Яна, он словно сказал тогда, 15 августа 1990 года в Юрмале: «Все, дальше я с вами не иду». Это было последнее лето старой свободы, последнее лето детства и главного героя, и его одноклассников, подготовка к прыжку во взрослую жизнь. Мы сегодняшние, зная, что произошло за последующие 32 года, можем лишь догадываться, как это пережили герои картины, как изменились, к чему пришли. Вот кто-то умирает от коронавируса, а кто-то разоряется во время финансового обвала тенге в 2008-м, кто-то счастливо растит потомство, выезжая в Турцию каждый сезон, а кто-то гибнет в обрушившейся шахте, кто-то переезжает в новую столицу в 1998-м, кто-то попадает за решетку, а кто-то становится успешным в шоу-бизнесе. Но все это будет потом. А пока есть лишь это лето, которое застывает стоп-кадром. Пусть даже в самом финальном, помеченном как постскриптум эпизоде, машина времени ускоренно начинает забирать свое с бешеной скоростью. Прокат ностальгически-лампового фильма начнется в Казахстане через неделю.