Мировая тенденция, технические характеристики и освобождение от уплаты государственных платежей при ввозе электромобилей привели к повышенному их спросу.
В Главной транспортной прокуратуре (ГТП) гражданам республики напомнили, что основным условием для применения такой преференции является ввоз только одной машины в год для личного пользова. В случае, если вы ввозите электрокар в предпринимательских целях – это уже совсем другая история.
Между тем, анализ установил факты оформления электромобилей под видом личного пользования для последующей их перепродажи, в том числе через восемь автосалонов.
«Только по Алматы транспортными прокурорами установлены признаки 34 таких перепродаж, где возможные потери государства превышают 100 млн тенге. В подобной ситуации, кроме ущерба госбюджету, создается нездоровая конкуренция, что зачастую подводит добросовестный бизнес к состоянию банкротства», – пояснили в ведомстве.
Впрочем, это не единственная проблема, связанная с таможенным оформлением электромобилей.
«Органы государственных доходов не обеспечивают единообразное применение законодательства при их таможенной очистке. К примеру, ситуация с автомашиной марки LiAuto (Li 7 и 9). Согласно позиции уполномоченного органа, данный транспорт является электромобилем. При этом из 141 идентичной автомашины таможенными представителями и декларантами в семи случаях применен код гибридного автомобиля, что повлекло необоснованную уплату в бюджет порядка 80 млн тенге и нарушение прав участников внешнеэкономической деятельности», – отметили в ГТП.
На сегодняшний день по внесенному представлению прокуратуры принимаются меры по искоренению такой практики и возврату денежных сумм декларантам (собственникам автомашин, оформленных как гибридные).
Кроме того, рассматривается вопрос по привлечению виновных сотрудников к дисциплинарной, а таможенных брокеров к административной ответственности.
«Отдельные материалы с признаками преступления направлены в органы уголовного преследования», – добавили в Главной транспортной прокуратуре.