В этом году организатором казахстанского павильона, который в рамках кинорынка на Каннском кинофестивале работает уже третий год подряд, стала кафедра кино и телевидения КазНУИ – главного столичного творческого вуза.
На кинорынке собственная география: здесь павильон Казахстана находится между узбекским (что логично и с точки зрения традиционного «соседства») и эквадорским (что принципом расположения на карте уже не объяснишь). Неподалеку – кинематографисты Швеции и Норвегии угощают своим легендарным скандинавским кофе, чуть дальше – удивляет колоритом павильон африканских стран.
Знакомиться с казахским кино в день открытия павильона пришли представители десятков стран. Ассоциации с Казахстаном при этом у всех собственные, и без упоминания Бората не обошлось. Зато европейцы ассоциируют Казахстан и с Александром Винокуровым, и даже с фильмом Акана Сатаева «Томирис», те, кто в курсе происходящего в нашем кино, ждут премьеры. И первых, и вторых на коктейле в честь открытия объединяет зародившаяся любовь к иримшику и конфетам «Сказки детства».
Записала Ольга Малышева Фотограф Саян Мамбеталиев
В этом году на красной дорожке Канн Казахстан представляли Сергей Дворцевой и Самал Еслямова, которая годом ранее получила на фестивале приз за лучшую женскую роль в фильме «Айка». Наутро после открытия они встретились с коллегами и поклонниками в казахстанском павильоне.Сейчас Самал Еслямова готовится к работе в Китае в сиквеле картины «Тотем волка», где сыграет монголку и специально для роли обещает выучить монгольский язык. Кроме этого, в Москве актрису ждут написанные эксклюзивно для нее сценарии. Сергей Дворцевой тоже рассчитывает продолжить работу с актрисой, но на вопрос, стоит ли ждать сиквела «Айки», ответил уклончиво. Снимать продолжения – не в традиции авторского кино, однако, продолжить мысли, заложенные в фильм, и поддержать атмосферу истории готов в своих новых работах. Всего в казахстанском павильоне за время его работы запланировано более полутора десятков презентаций: как отдельных проектов (фильмов и фестивалей), так и тематических – о важных вопросах локального кинематографа. Так, во второй день работы на кинорынке кинокритик Толеген Байтукенов рассказал аудитории о новом казахстанском законе о кино, в частности, о тех его моментах, которые касаются ко-продукций.
Казахстанский павильон оформлен фотографиями казахстанской природы топового фотохудожника Николая Постникова, все эти ландшафты неизменно приводят в восторг всех, кто приходит на презентации.Для ко-продукций – это один из самых привлекательных моментов: на территории республики природа разнообразна, и здесь можно снимать горы, пустыни, степи и леса. Такого многообразия ландшафтов в пределах одного государства не встретишь практически нигде в мире. Первые заинтересованные есть уже по итогам всего нескольких дней работы казахстанцев на фестивале. Так, после презентации кинокритика Карима Кадырбаева на тему того, как на отечественное кино влияет шоу-бизнес, той-бизнес и КВН, представители Латвии всерьез увлеклись идеей совместно продолжить франшизу «Бизнес по-казахски».
Триквел Нурлана Коянбаева – самый успешный проект в казахстанском кино на сегодняшний день, и каждый следующий «Бизнес» (а действие после первого фильма, напомню, переносили уже в США и Африку) собирал в прокате в полтора раза больше предыдущего.Так вот, есть интерес продолжить франшизу «Бизнесом по-казахски в Латвии», и эту идею продюсеру и кавээнщику уже передали. Что называется, следите за анонсами. Что до перспектив, то интересным гостям павильона показался и фестиваль студенческого кино «Ушкын», который уже дважды прошел на базе КазНУИ в столице Казахстана. Принцип участия в нем состоит в том, что вуз приглашает ведущие киношколы мира представить на конкурс по три лучше работы своих учеников – игровое, документальное и анимационное кино. Особенно увлекала идея участия в этом фестивале представителей павильона африканских стран, и третий «Ушкын» может существенно расширить свою географию.
Тем временем на Французской ривьере сам международный Каннский кинофестиваль набирает обороты: едва не главным событием станет показ 21 мая фильма «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. Режиссер везет в Канны десант голливудских звезд во главе с Бредом Питтом и Леонардо ДиКаприо, а папарацци на Лазурном берегу уже поджидают их чуть менее именитых коллег.Однако другая кинолегенда, Джим Джармуш, чей фильм «Мертвые не умирают» представлен в основном конкурсе и был фильмом-открытием фестиваля, уже вызвал на себя волну критики – во многом за чрезмерную эклектичность своей новой работы. Закроется Каннский кинофестиваль 25 мая.
Записала Ольга Малышева Фотограф Саян Мамбеталиев