В начале июля в Казахстане стартует седьмой международный киноконкурс «Снять за 48 часов». В течение одних выходных участникам предстоит написать сценарий, снять и смонтировать свою короткометражку. А пока команды настраиваются на победу, мы с Андреем Мануйловым прогулялись по фестивальному закулисью и узнали, как там все устроено.
Андрей, откуда появился идея фестиваля «Снять за 48 часов»?
Этот формат появился еще в начале двухтысячных в США. В 2001 году он проводился только в Вашингтоне, на следующий год подключилось еще несколько американских городов, а со временем проект и вовсе стал международным. Ежегодно такие киногонки проводятся во Франции, в Индии, в Мексике и других странах под эгидой одного большого бренда.
Наш конкурс к нему отношения не имеет. Хотя в Казахстане его инициатором в 2015 году и выступило американское посольство. Им понравилась идея и они решили ее реализовать по-своему. Наша версия – она более локализованная. Сначала «Снять за 48 часов» провели в масштабах Алматы в рамках фестиваля авторского кино Clique. Затем конкурс стал республиканским, а с 2018-го и вовсе – Центрально-Азиатским. Соответственно среди участников –Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан.
В какой стране самые активные участники?
Самые активные команды в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Из Таджикистана уже гораздо меньше заявок. А из Туркменистана совсем чуть-чуть.
В целом много желающих поучаствовать?
Последние несколько лет в конкурсе ежегодно участвует в среднем 300 команд. Для сравнения в 2015 году организаторы получили всего 80 регистраций и 50 конкурсных заявок.
Расширяться не планируете?
Вообще есть желающие из других стран принять участие. Например, мы получали письма из России и Украины. Расширение обсуждается. И уже не первый год. Но пока мы все еще остаемся Центрально-Азиатским проектом.
В конечном итоге – для чего все это? Что получают победители? Возможность заявить о себе?
Уникальность проекта в том, что в нем могут участвовать и любители, и профессионалы. Один из бонусов для участников – все конкурсные работы попадают на экраны кинотеатров. Пусть показ разовый, но у каждого есть возможность увидеть свой фильм на большом экране. И это очень круто. Особенно для команд, для которых это первый опыт в кино.
К нам часто захаживают вайнеры. Их обычно приводит дух соревнования – кто-то сделал, а значит и мы сможем.
Для студентов киновузов – это хорошая практика. А для профессионалов – это челлендж, возможность посмотреть, насколько качественно они могут снять небольшой фильм за 48 часов.
К тому же авторы со своими конкурсными фильмами могут претендовать на участие в других фестивалях. Есть успешные кейсы. К примеру, участница из Кыргызстана, победившая в нашем конкурсе в 2019 году, также выиграла на World Asian Film Festival и получила денежный приз в размере $5 тыс.
И, наконец, победители получают весьма весомые призы. Например, победитель этого года в номинации «Лучший фильм» отправится на месяц в Нью-Йорк, где пройдет обучение в одной из лучших киношкол – New York Film Academy.
Кроме того, это просто интересно: собрать команду, придумать идею, снять и смонтировать фильм в очень сжатые сроки.
Кого больше: любителей или профессионалов?
Мы не ведем точной статистики, но по опыту – больше любителей. Тех, кто снимать и монтировать учились сами. По тем же урокам в YouTube. Благо, этого материала достаточно. Разница в том, что для кого-то это действительно первый опыт, а кто-то регулярно создает хоть какой-либо видеоконтент. Например, ведет свой канал в YouTube.
Те, кто впервые взял камеру в руки, могут выиграть?
Да. Правда, до сих пор абсолютные новички не побеждали в номинации «Лучший фильм». Но ведь есть и другие номинации. К слову, был случай, когда девушка – без какого-либо опыта – все сделала сама: написала сценарий, сняла, сыграла и смонтировала фильм. И в итоге выиграла онлайн-стипендию NYFA продолжительностью 15 недель. По ее словам, это был потрясающий опыт.
Кстати, в этом году мы вводим номинацию «Лучший студенческий фильм» и «Лучший любительский фильм». Таким образом «Лучших фильма» будет три. Как раз для того, чтобы те участники, которые до уровня «Лучшего фильма» не дотягивает, но показали хороший потенциал, тоже не остались без награды.
А кто выбирает победителей?
Жюри. Обычно мы приглашаем известных актеров, операторов, продюсеров. К слову, в жюри у нас были Санжар Мади, Асель Садвакасова, Азиз Бейшеналиев. Разумеется, не обходится без кинокритиков и журналистов. Кстати, когда-то у нас в жюри побывал и главный редактор Esquire. А с недавних пор мы также стали предлагать судейство победителям конкурса. Разумеется, в случае согласия, они уже не могут участвовать в конкурсе.
Если с жюри все понятно, то кто занимается отбором картин в конкурсную программу? Все же пересмотреть 300-400 пусть и корометражек не так просто…
Для этого у нас есть отборщики. Их пять человек. Что немаловажно, отборщики и жюри – разные люди. Из всех присланных на конкурс работ отборщики выбирают те 48 картин, которые будут бороться за призовые места. На то, чтобы все отсмотреть у команды отборщиков есть месяц. Они выставляют оценки, а потом мы собираемся, все суммируем и смотрим что будет в Топе.
Есть фильмы, которые единогласно нравятся всем. Есть абсолютные аутсайдеры. И есть самая сложная категория – фильмы, мнения отборщиков по которым кардинально расходятся. И вот тогда начинается обсуждение.
Как выбирается победитель или финалист? Кино ведь всегда субъективно. Может быть, какая-то очень крутая идея, крутой мини-сценарий, но съемка не очень и монтаж подкачал. Может быть идея средняя, но кадры шикарные. Или кадры не очень, но зато монтаж великолепен.
Техническая составляющая, конечно, имеет значение, но в Топ 48 нередко попадают фильмы, которые технически не идеальны. Если в фильме есть какая-то интересная нестандартная идея, то он, скорее всего, попадет в топ 48.
Поводу фильмов порой разворачиваются самые настоящие баталии. В прошлом году Инна Смаилова – она кинокритик, сценарист – отстаивала один фильм, который больше никому не понравился. А она увидела в нем огонь, энергию. И убедила остальных отборщиков, что авторам фильма надо дать шанс. Правда, никакого места картине в итоге не завоевала, но для многих участников прохождение в Топ 48 – это уже признание.
Каждый год вы предлагаете участникам поразмышлять на «заданную тему». Кто ее придумывает?
Как таковые темы мы не заявляем. Конкретная тема все же ограничивает.
У нас есть творческое задание. В кадре должны появиться два определенных предмета, персонаж и должна прозвучать фраза. И больше никаких ограничений. Хотя нет, есть еще одно – фильм не может длиться больше 4 минут.
Каждый раз элементы задания подбираются по-разному. К примеру, в прошлом году в честь юбилея независимости Казахстана одним из предметом стала цифра «30». Участники могли ее обыгрывать как им угодно. Тоже вспомнить о независимости Казахстана. Или же сделать 30 номером квартиры. А может – в виде надписи на торте. Было очень много фильмов с тортами и свечами в форме цифры 30. Было видно, что авторов волнует этот рубеж.
То есть в принципе историю можно придумать заранее? Да и какой-никакой материал подготовить.
Теоретически да. Но это заметно. Лучше всего – когда участники получают задание и на его основе создают историю и фильм. Хотя бы потому, что задание может просто не вписаться в имеющуюся идею. Либо получится бессмысленное использование предметов невпопад. Это не самое лучшее решение. В результате, у кого-то элементы задания просто появляются в кадре. А кто-то делает их неотъемлемой частью сюжета. Так, что если выкинуть эту фразу из фильма – фильм сломается. И это очень классно.
Из того что мы рекомендуем готовить заранее – выбрать жанр, подобрать локации, провести предварительный кастинг актеров. Подумать о музыкальном сопровождении.
Какие темы чаще выбирают?
Каждый год есть несколько тем, которые актуальны «здесь и сейчас». В 2017 году был пласт фильмов, в которых так или иначе фигурировал «Синий кит». Ежегодно в конкурсе появляются фильмы на тему суицида или связанные с какими-то трагическими событиями в мире. В общем, все то, что беспокоит наших участников. При этом фильмы могут быть самыми разножанровыми. Много комедий, хорроров, мелодрам.
Есть какая-то разница между работами ребят из разных стран?
Да, конечно. У каждой страны свой колорит. Локации разные, юмор и язык немного отличаются. Очень радует Кыргызстан. У них очень много самобытных, оригинальных и качественных работ. Несмотря на то, что команд из этой страны не так и много. Кстати, они побеждали в номинации «Лучший фильм» в 2018 и 2019 годах. А в 2020 и 2021 передали эстафету Узбекистану.
И это круто, когда из Кыргызстана посылают 50 фильмов, из Узбекистана – 25, а из Казахстана - 250, но побеждает Узбекистан. Несмотря на то, что шансов у страны в целом объективно меньше.
Оргнизаторы могут влиять на выбор победителя?
С 2020 года у нас есть своя номинация – «Выбор организаторов». Бывает так, что нас фильм зацепил, а жюри – нет. Теперь мы тоже можем отметить какую-то команду.
Как думаете, сколько участников будет в этом году?
Прогнозировать сложно. Конечно, надеемся, что в этом году фильмов будет больше. 500, например.
Автор: Елена Штритер