Руслан Шаров: «Соцсеть нового поколения — это та, где каждый пользователь получает деньги»


Листай ленту — получай деньги. Предприниматель и бизнес-ангел Руслан Шаров рассказал о новой социальной сети Cheelee, у которой есть все шансы завоевать аудиторию TikTok и сердца казахстанцев.

TikTok против Instagram — в Казахстане разрыв между конкурентами по размеру аудитории совсем небольшой. У первой платформы 10,41 млн пользователей, а у второй — 10,45 млн. Сложно поверить, но в гонку таких масштабов осмелилась вступить новая соцсеть Cheelee. CEO и основатель Руслан Шаров уверен: новый проект быстро завоюет любовь казахстанцев, ведь они смогут получать деньги за просмотр контента. Как Руслан решился на создание новой соцсети?

ESQUIRE: Реализовать новый проект сложно без определенного опыта в бизнесе. Но за вашими плечами почти 30 лет проб, ошибок и удачных решений…

РУСЛАН: Если быть точным: 23 года проб и ошибок (улыбается). Я начинал с подработок в школьном возрасте, укладывал плитку, работал мойщиком посуды. Этот опыт дал понимание, что провести всю жизнь в найме — не для меня и надо идти в бизнес. Сейчас мне 41 год, а свое первое ИП я открыл в 18 лет. Год занимался ремонтом квартир, сам расклеивал объявления по новостройкам. Бизнес приносил деньги на жизнь и личные расходы, но без шика. Я не боялся пробовать себя в разных областях.

Первый успех пришел к вам в довольно молодом возрасте, когда вы решили открыть бизнес в области страхования. Это был масштабный проект, где вы сработали на опережение. Правда, что когда вам было всего 25 лет, ваш страховой бизнес оценивался в 50 млн долларов?

В 2002 году появилась информация, что через год вступит в силу закон об ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности — прим. ред.), поэтому я решил открыть страхового брокера (посредники между страховыми компаниями и их клиентами — прим. ред.). Мы действительно сработали на опережение. В 2003 году автострахование вступило в силу, у офиса стояли очереди. У нас была своя агентская сеть, реклама. Самая необычная и, кстати, эффективная: старая волга на Садовом кольце, выкрашенная нами же в яркие цвета (улыбается). К 2008 году компания стала самым крупным страховым брокером в РФ, заняв 5% рынка ОСАГО. Но времена тогда были очень непростые, кризис 2008 года, сложности с регулятором, в следствии чего в 2009 году мы были вынуждены продать последнюю из компаний холдинга, который на пике оценивался в 50 млн долларов, практически за копейки.

Как после страхования, ремонта квартир вы пришли в социальные сети? Если я не ошибаюсь, все началось с NUTson в 2020 году…

Путь к IT-сфере был долгим… После продажи компании я взял паузу на некоторое время, занимался саморазвитием и уделял время семье, был инвестором в ряде проектов. В 2012 я активно вернулся к делам, мы с партнерами занялись девелоперским бизнесом и прямыми инвестициями. Как следствие того периода, сейчас я являюсь соучредителем консалтинговой компании KSK и девелоперской компании Mazalt Group. 


В 2017 году обратили внимание на IT: выступили lead-инвесторами в ряде проектов. Через 3 года начал работать над NUTson. Суть: любой может объявить челендж, другие участники выкладывают видео, кто больше наберет голосов — побеждает и забирает денежный приз. Но мы быстро поняли, что уйдут годы, чтобы масштабировать этот проект на глобальный рынок: очень сложно организовать глобальную систему выплат. В то время пошел тренд на криптовалюту и стало понятно, что благодаря технологии блокчейн мы сможем обойти существующие ограничения. Так в 2022 началось создание приложения Сheelee. 


Руслан, расскажите, в чем суть проекта? Правда ли, что с помощью Cheelee можно получать деньги просто листая ленту? Звучит как что-то невозможное.

Да, все именно так просто: пользователь листает ленту (как он привык в TikTok или Instagram Reels), только в Сheelee это время не тратится впустую, поскольку ему начисляются монеты, которые можно вывести себе на банковскую карту. Cheelee — это альтернатива привычным социальным сетям, где вся прибыль достается создателям контента и самим площадкам, мы меняем правила игры: наш пользователь — наш полноправный партнер, и мы делимся с ним частью дохода от рекламы.

Cheelee зарабатывает на доходах от рекламы, инвестициях… Откуда еще поступают деньги на выплаты пользователям?

На начальном этапе выплаты осуществляются за счет привлеченных инвестиций как от венчурных фондов, так и самих основателей. Как я сказал ранее, мы отдаем до 70% дохода, которые получаем как рекламная площадка на выплаты пользователям (таким образом они получают свою «долю»). Помимо доходов от рекламы, мы зарабатываем на продаже игровых товаров, включая косметические (Digital-очки, лутбоксы, аватары), комиссиях за переводы. Мы убеждены, что такой подход к финансовой модели — это неизбежный этап развития соцсетей нового поколения. И это не только наше мнение.

Еще в 1971 году нобелевский лауреат Герберт Саймон заложил основы «экономики внимания», в рамках которой работает Cheelee. Согласно данной концепции, внимание каждого человека — это ограниченный ресурс, который имеет огромную ценность. Мы помогаем нашим пользователям конвертировать их внимание в реальные деньги.

Сheelee — это бизнес, а цель любого бизнеса: получение прибыли. Так ли это или за проектом стоит что-то большее: философия, социальная миссия?

На мой взгляд, позволять каждому пользователю получать дополнительный доход на привычных действиях, монетизируя свое внимание — уже отчасти социальная миссия. Это вполне укладывается в концепцию базового дохода, которую очень активно обсуждают в последнее время. Но это, конечно, не все. Другой важной стороной проекта является поддержка креаторов и деятелей искусства в широком смысле этого слова. Новая социальная сеть дает возможность авторам контента привлечь новую аудиторию, залететь в топы (что очень сложно сделать в уже сформировавшихся соцсетях, где все уже занято). Но мы не останавливаемся только на механиках приложения, когда говорим о поддержке творческих людей и их начинаний. Политика компании строится на уважении, популяризации национальных трендов и развенчивании стереотипов. 



Вы планируете поддерживать казахстанских художников, контент-мейкеров и арт-деятелей. Как это будет происходить? И в чем будет выгода для пользователей?

Мы планируем в рамках рекламной кампании в Казахстане запустить акцию: «Другой Казахстан», где всячески поощряем развенчивать стереотипы о культуре Казахстана и демонстрировать разнообразие, богатство и современность культуры, с которой мы столкнулись, планируя выход на рынок этой удивительной страны. Мы активно сотрудничаем с местными брендами по производству мерча, планируем акцию с граффити-художниками, а также один очень интересный офлайн-перфоманс, который должен быть запущен в ближайшее время и в подготовке которого самое активное участие принимали арт-деятели Казахстана. Но всех карт раскрывать не буду, пусть останется сюрпризом. 


Почему вы решили выходить именно в Казахстане?

Мы провели анализ ряда стран и пришли к выводу, что Казахстан идеально нам подходит. Мы оценивали степень вовлечения в соцсети, плотность населения (ведь нам очень важно донести наш бренд до каждого жителя), развитость технологий и еще ряд важных для нас параметров. Плюс чем больше мы погружаемся в культуру, чем больше взаимодействуем с различными компаниями или деятелями искусства, с которыми планируем наши акции по продвижению, тем больше влюбляемся в эту страну и понимаем, что сделали верный выбор. Надеемся, что Казахстан полюбит Сheelee так же сильно, как команда Сheelee уже полюбила Казахстан. И это только начало нашего совместного пути.


Интервью: Дария Ногаева-Алишкевич
Фото: Личный архив героя

*На правах рекламы

Ads zone