Рикардо Андреа Марини: "Если в Казахстане ты не водишь машину – ты гражданин второго сорта"

I
ileru Автор
05 апреля 2021

О своей жизни в Казахстане рассказывает датский урбанист и архитектор, директор казахстанской консалтинговой компании Urban Living Рикардо Андреа Марини.

Я родился в маленьком старинном городке Пистойя, Италия. Мой отец был дипломатом, поэтому в ранние годы я курсировал между Индией, Африкой, Великобританией и Италией. Несмотря на то, что я из не очень благополучной семьи, у меня было поистине идиллическое детство в солнечной Тоскане. И все благодаря моей замечательной тете Маргарите.

Когда я закончил школу, мой отец напомнил мне, что в раннем детстве я мечтал быть либо священником, либо полицейским, либо архитектором. А потом намекнул мне, что был бы счастлив, если бы я все-таки выбрал творческую профессию. В день выпуска он протянул мне два моих детских рисунка, на одном из них был изображен дом, а на другом – город. Мне было всего семь, когда я начал рисовать то, что меня вдохновляло.

Я все-таки стал архитектором. Потом трудился на посту чиновника в Глазго и Эдинбурге, был партнером Яна Гейла и его компании Gehl в Копенгагене. А в 2017 основал собственную компанию Marini Urbanismo.

В Казахстан я приехал в 2014 году. Первое время работал с акимом города, помогая составлять дорожную карту Алматы. Результаты моей работы можно увидеть по всему городу, но особенно я горжусь улицей Панфилова в Алматы, хотя некоторые ее детали я бы все-таки оформил иначе.

В настоящее время я являюсь директором казахстанской консалтинговой компании Urban Living, специализирующейся на разработке мастер-планов городов, урбанистических и градостроительных проектов. Главным направлением ее работы является «плейсмейкинг» — создание комфортных и вдохновляющих пространств с определенной миссией, самобытностью и идентичностью, являющихся частью здоровой и разнообразной экосистемы.

Как архитектор, который определил бы себя как модернист, я остро осознаю разрушительную природу архитектуры, которая не знает, какому времени она принадлежит и кому она в итоге служит. Я считаю, что люди должны играть центральную роль в процессе создания наших будущих поселений и участвовать в переосмыслении уже существующих.

Моя страсть – это дизайн и проектирование, но меня восхищает то, что заставляет определенные места работать. Я пришел к простому выводу, что место - это отражение культуры людей, которые его создали. На меня очень сильно повлияли высказывания американского инженера Фредерика Тейлора. Он считал, что люди неумолимо стремящиеся к эффективности, создают настоящую антиутопию, которую мы все так презираем, но все же продолжаем создавать.

В течение многих лет я пытался показать, что реальная ценность места гораздо глубже, чем просто денежная ценность, что экономические показатели, которые определяют большую часть текущих решений, могут быть достигнуты и поддержаны только в том случае, если вы создадите основу для человеческого комфорта и счастья. Ведь хорошее место - это то место, в котором люди чувствуют себя счастливыми.

Я мало что знал о Казахстане до приезда сюда. Единственная ассоциация, которая возникала у меня при упоминании страны – это Борат, герой нашумевшего фильма, которого я на тот момент даже не видел.

В день прилета, я вошел в свой отель около четырех утра, очень уставший, а на ресепшене увидел двух необыкновенно красивых девушек – светловолосую европейку и голубоглазую азиатку. Тогда я понял, что влияние древних торговых путей привело к созданию этого удивительного разнообразия во внешности людей и даже в их внутреннем мире. К счастью, в основном мне встречаются необыкновенно приветливые, дружелюбные и любопытные люди.

Я начал исследовать Казахстан, и понял, что эта страна – как большая неизученная тайна для всего остального мира.

Казахстан похож на Италию в конце семидесятых! Я уже и забыл, что парни могут получать удовольствие, стоя возле своей машины с открытым капотом и глядя на двигатель! А это пристрастие к большим-большим машинам и эгоистичная практика оставлять двигатель включенным! Многие мужчины, считающие себя альфа-самцами, вероятно и вовсе думают, что они могут оставлять свой автомобиль где угодно! Некоторые из этих вещей мне действительно не понять…

Пандемия исказила многие вещи. И если бы не мои друзья – итальянцы Сержио и Джованни живущие здесь, а также несколько коренных алматинцев, я бы наверное почувствовал себя здесь одиноким.

Я сравниваю все страны, в которых я жил, с той, в которой я родился. И провинциальная Италия побеждает, потому что она лучшая как ни крути! Но скорее всего, мое мнение трудно считать объективным, ведь речь идет о моей родине. Я все еще влюблен в Тоскану и безумно скучаю по Венеции!

Я всегда повторяю: чтобы изменить город, горожанам необходимо изменить отношение к нему. Людям необходимо осознать, что у нас только одна планета и что решения, которые мы принимаем, влияют не только на наш образ жизни, но и на жизнь наших потомков.

Меня часто просят сравнить два города – Алматы и Нур-Султан. Я отвечаю, что это очень разные, но при этом необыкновенно похожие города. И основное сходство заключается в том, что автомобили в них количественно преобладают над людьми. Даже есть негласное мнение: если ты не водишь машину, ты - гражданин второго сорта! Это необходимо изменить, так как звучит это нездорово и создает множество различных видов дисфункции.

Развитие городов в Казахстане, кажется, все еще основано на идеях американской мечты или того, что я называю американским кошмаром! Вы планируете будущее, в котором каждая семья будет владеть тремя внедорожниками-гигантами, и все они будут на дороге одновременно. Безопасные улицы, заполненные людьми, которые просто гуляют, наслаждаясь чистым воздухом и не подвергаясь воздействию шума интенсивного движения – вот к чему должны стремиться горожане.

И конечно акимы городов. Они знают, что нужно для создания положительных изменений, но автомобили, на которых они передвигаются, не предназначены для осуществления этих изменений. А правила, по которым живет город, определенно противоречат развитию, ориентированному на людей.

В свободное от работы время, я люблю гулять по горам и нахожу невероятно печальным тот факт, что на высоте 3500 метров под ноги попадаются пластиковые бутылки и даже стеклянная тара. Это неуважение к природе вызывает настоящее беспокойство. А еще, когда я бываю высоко в горах, всегда обращаю внимание на шапку ядовитого смога, нависшую над городом! Нужно понимать, что автомобили являются одним из главных источников этого смертельного загрязнения, как сжигание угля и других видов топлива. Только подумайте: люди поднимаются на своих очень габаритных машинах как можно выше в гору, чтобы прогуляться на свежем воздухе! Это смешно и грустно одновременно. Ведь эту проблему можно решить, если проявить неравнодушие и сплоченность. Почему это никому не приходит в голову?

А теперь о хорошем. В Казахстане огромное количество красивых женщин! Иногда их даже слишком много вокруг! Когда ваш день похож на бесконечный модный парад с привлекательными моделями, это ужасно отвлекает от работы!

Ads zone