31 октября в прокат выходит фильм Рашида Сулейменова «Зеркала», в рамках Esquire Club прошел закрытый показ картины. Мы продолжаем публиковать фрагменты дискуссии, состоявшейся после просмотра.
Напоминаем, драма «Зеркала» рассказывает историю одной группы автоворов. Отлаженная криминальная схема по кражам и сбыту зеркал дает сбой, когда один из воров убивает застигнувшего его автовладельца. Главная свидетельница преступления (Элизат Берикова) оказывается знакома с убийцей и всеми, кто замешан в схеме — с лидером группировки (Аян Отепберген) и его братом (Азамат Ашмакын) они учились в одной школе. Убийство вызывает волну трагических событий.
Об отношениях съемочной группы «Зеркала» с МВД
«Какое отношение имеет МВД к нашему фильму? Никакого, - рассказывает режиссер. - Читали ли представители органов правопорядка сценарий? Может и читали, но никто из нас его им не отправлял. Просили ли мы поддержки? Да, просили. Дали ли ее нам? Нет, не дали. Все, что вы видите в фильме камуфляж, форму, полицейские автомобили – реквизит».
Почему в нашем фильме полицейские хорошие?
«А почему мы должны представлять их плохими? Да, с одной стороны, произошедшая с Денисом Теном трагедия является свидетельством определенной беспомощности этой системы, но с другой стороны, нельзя утверждать что все представители МВД бездари и непрофессионалы. В нашем фильме мы показываем полицейских ни хорошими, ни плохими, а такими, какими они должны быть и такими, какими мы бы хотели их видеть. А от того, что мы все время критикуем их и ругаем, ничего все равно не меняется. Мы бы хотели, чтобы к нашему фильму прислушались и те, кто совершает преступления, и те, кто с этим борется».
У героев фильма есть работа – они работают на автомойке, у одного из них есть даже машина, но почему они воруют зеркала?
«Одна из библейских истин гласит - не судите и не судимы будете. В нашем фильме вы видите, что у парней, которые крадут зеркала и у девушек-содержанок тоже есть что-то человеческое, они, например, заботятся о своих близких и это их объединяет. Но в погоне за благополучием и за насаженными социальными сетями и телевидением ценностями, они теряют себя.
Мы знаем сколько в Алматы работает приезжей молодежи и знаем, что большинство из них отправляют свои деньги в аул, чтобы поддержать своих безработных родственников. Сколько для этого нужно денег? А представьте себе молодого человека лет 20-ти, у которого море соблазнов, ведь в тех же соцсетях он видит как проводят свое свободное время другие - он тоже хочет ездить на новой машине и жить в элитной квартире и мы не можем ему запретить об этом мечтать. Задача данного фильма - показать ошибочность этого, казалось бы, легкого пути, по которому идут многие из них и, к сожалению, собираются пойти другие».
Про оружие у героев
«То, что ножи «зеркальщики» носят только для того, чтобы срезать зеркала - это стереотипное мнение. Чаще всего они носят ножи, а не пистолеты просто потому, что от них легче избавиться, да и не жалко выбросить. А что касается нашего фильма, мы снабдили ребят пистолетами, не только потому что хотели добавить драматизма, но и потому, что это реальное отражение ситуации. Если вы помните, то оружие там разное, у героя Аяна Отепербена это травматический пистолет, у рецидивиста Нукана – револьвер, а трофейное оружие они отобрали у телохранителей».
Об автоворах и токал
«К сожалению, молодые люди сейчас через одного выбирают такой сценарий, ведь все хотят легких денег, мужчины не боятся воровать, а для многих молодых девушек стать токал - предел мечтаний. Меняются ценности, и это страшно».
О выборе актрисы
«Мне нужно было найти ту актрису, ради которой двое взрослых мужчин переубивают друг друга. Когда увидел фото Элизат, я предварительно одобрил ее кандидатуру на эту роль, но когда увидел ее через две недели на кастинге, оказалось, что Элизат на 9-м месяце беременности! Я взял с нее честное слово, что она справится. И она не подвела – вышла на 5 день после родов на съемку. Конечно, было трудно, были истерики, десятки дублей и перерывы на кормление, но мы справились, Элизат - молодец».
Чем заканчивается фильм и причем тут женщина?
«Не мы сказали «шерше ля фам». Красивая женщина во все времена была средством, точнее, поводом для войн. Так что, и здесь мы эту тему не обошли, но если серьезно, мы специально оборвали финальную сцену, и только зритель решит, чем же фильм закончился».