«Простые действия дают лучший результат»: эксперт по цифровому маркетингу и веб-аналитике Денис Алексеев — о культуре работы с данными и демократизации технологий


Темпы роста мирового ИТ-рынка замедляются — но рынок больших данных и средств бизнес-аналитики продолжает показывать активный рост. По прогнозу Expert Market Research, до 2028 года он продолжит увеличиваться на 14–15% в год и достигнет $624,27 млрд.

О том, как бизнес любого масштаба может использовать интеллектуальные технологии для работы с данными и разворачивать эффективные аналитические системы, рассказал эксперт по цифровому маркетингу и веб-аналитике, экс-менеджер по онлайн-коммуникациям Yamaha Motor и старший специалист по веб-проектам Samsung Electronics Денис Алексеев.

Денис, вы работаете с большими данными и аналитическими системами более 15 лет. Но образование, кажется, получали в другой сфере. Расскажите, как пришли от финансов к маркетингу и анализу данных? 

Мой первый проект в сфере цифрового маркетинга и аналитики данных — сайт гостиничной сети Maxima Hotels. Это была подработка, которую мне предложили в 2008 году. Действительно, я тогда заканчивал магистратуру Высшей школы экономики по специальности «Фондовый рынок и инвестиции», планировал работать аналитиком в инвестиционном банке. Но кризис внес в планы свои коррективы.

После запуска сайта мы с Maxima Hotels долго сотрудничали: запустили контекстную рекламу, провели поисковую оптимизацию, интегрировали сайтс букинговыми сервисами. 

А в 2010-м, уже с портфолио за плечами, я устроился в Yamaha Motor — менеджером по онлайн-коммуникациям. Отвечал за интернет-маркетинг на рынке России и СНГ, разработал систему дилерских сайтов. 

Yamaha Motor объединяла более 100 дилеров — и каждый собирал сайт самостоятельно. Я оптимизировал процесс. Новая система помогала дилеру быстро развернуть сайт «из коробки», с готовым каталогом, описаниями, прайс-листом, маркетинговыми механиками. В выигрыше оставались все: дилеры снизили затраты на веб-разработку и маркетинг, а Yamaha Motor усилила бренд.

А почему решили уйти из Yamaha в Samsung?

Я работал в Yamaha Motor 7 лет. Даже выучил японский — не думал, что когда-то уйду в другую компанию. Но такой компаний стала Samsung Electronics. Это был немного другой масштаб, очень сильная команда специалистов — мне захотелось стать ее частью, научиться чему-то новому.

В Samsung я работал старшим специалистом по веб-проектам. Начал с масштабного челленджа: пришел в компанию за 2 недели до запуска нового флагмана Samsung Galaxy S8. Нам предстояло одновременно обновить все сайты региона РФ и СНГ, запустить рекламные кампании, отследить их эффективность. 

Каждая деталь имела стратегическое значение: компания восстанавливала репутацию. Предыдущий флагман провалился — смартфон перегревался, компании пришлось отозвать устройства. Перед запуском мы вели переговоры с офисами в Корее, Лондоне, Польше, США. Много работали над технической составляющей. И получили высокий результат: запуск прошел без накладок и сбоев.

В дальнейшем вы отвечали за сайт Samsung?

Да, я отвечал за контент, исправную работу и веб-аналитику samsung.com на территории СНГ. Из интересного — интегрировал в маркетинг продукты Adobe Marketing Cloud, которые помогают управлять email-рассылками и оценивать их влияние на бизнес-результаты. В базе Samsung Electronics хранилось несколько миллионов адресов — с помощью Adobe Marketing Cloud я оптимизировал маркетинговые кампании в этом канале.

Позже реализовал интеграцию интернет-магазина Samsung с корпоративным сайтом в России. Это упростило путь клиента: ссылка на сайте больше не «перебрасывала» его на сайт одного из магазинов, где можно приобрести интересующий товар. Оформить заказ стало возможным в пару кликов — с доставкой на следующий день.

И, конечно, мы много работали с рекламой. Например, настраивали качественный таргет. Геймерам показывали креативы, которые подсвечивали ценность техники Samsung для игр и стриминга, а любителям социальных сетей и блогерам рассказывали о возможностях камеры, разрешении экранов, ПО для обработки фото и монтажа роликов.

Денис, в 2020 году вы запустили собственный бизнес — диджитал-агентство «Юла». Расскажите, почему перешли из корпораций в агентскую область?

Я работал в крупных компаниях 10 лет. Когда занялся сопровождением малого и среднего бизнеса, на 100% использовал этот опыт. Есть мнение, что технологии «поделены» между сегментами: небольшие компании не могут позволить себе качественные интеллектуальные решения. Я не согласен с этим мнением — и уже несколько лет успешно использую подходы крупного бизнеса в СМБ.

«Юла» помогает частным школам и образовательным центрам привлекать клиентов. Часто такими проектами руководят бывшие учителя — специалисты с сильным бэкграундом в образовании. Но им может не хватать навыков продвижения, знаний в области рекламы и маркетинга. Многие, например, запускают и развивают страницы в социальных сетях, как основной рекламный канал. Это стратегическая ошибка: нужна диверсификация — заинтересованные клиенты приходят из поисковых систем, читают отзывы на гео-сервисах, обращают внимание на таргетированную рекламу. Нужно развивать несколько каналов, если вдруг один станет недоступен, то просадка не будет фатальной.  

Настройка многоканальной системы продвижения, грамотное распределение бюджетов, запуск простой сквозной аналитики, которую можно настроить с помощью бесплатных инструментов, помогают малому бизнесу быстро выходить в плюс и масштабироваться. Моя задача — познакомить предпринимателей с такими инструментами, научить их эффективно использовать. 

Сегодня вы занимаетесь только «Юлой»?

Не совсем. В 2022 году я с переехал в Армению и, как индивидуальный предприниматель, вышел на международный рынок. Начал заниматься «чистой» веб-аналитикой — помогать предпринимателям из США, Канады, Великобритании и Европы запускать аналитические системы и использовать передовые современные технологии: машинное обучение, ИИ.

Я вижу в ИИ большой потенциал. ChatGPT, чуть менее известный в СНГ Bard от Google и другие нейросети уже сегодня можно эффективно использовать для работы с данными. Боты умеют анализировать изображения: объяснять таблицы и графики, находить закономерности в колебании показателей, строить прогнозы. Это отличный вспомогательный инструмент, источник инсайтов — даже цифровой ассистент. 

Но проблема малого бизнеса, как я уже говорил, заключается в том, что он может не знать о возможностях, которые перед ним открывают интеллектуальные технологии. Или не верить в свои способности раскрыть этот потенциал: с небольшим бюджетом, без команды высококвалифицированных специалистов.

Но на самом деле лучший результат дают простые действия! Рынок интеллектуальных технологий с каждым годом, даже месяцем, становится более демократичным. Аналитические системы дешевеют, их проще интегрировать. На демократизацию работают и глобальные тренды — развитие облачных решений, сервисов no- и low-code.

А как складывается ситуация на российском рынке? Многие вендоры приостановили работу, качество аналитики снизилось?

Разумеется, изоляция влияет на рынок. Россия, как и многие страны, пользовалась признанным во всем мире ПО — и после выхода вендоров с рынка столкнулась с рядом барьеров. Но не к развитию аналитики данных как таковой — скорее к тренду на демократизацию, о котором мы говорили. Решения стали дороже — так как для их реализации потребовались новые пути, участие посредников или разработка аналогов, которая также забирает достаточно ресурсов. 

Но, с другой стороны, все это позитивно повлияло на культуру работы с технологиями, в частности, технологиями для обработки данных. Когда решения стоили дешевле, их часто покупали без продуманной стратегии — следуя за трендом. Сегодня инвестиции делают вдумчиво, с учетом ROI (коэффициента окупаемости, который отражает разницу между затратами на технологию и выручкой, которую она помогла привлечь). То есть так, как это  должно происходить в зрелой цифровой культуре. 

Кроме того, рынок по-прежнему предлагает качественные бесплатные либо недорогие решения: они закрывают потребности небольшого бизнеса, помогают интегрировать аналитику в ключевые процессы.

Какой совет вы бы дали предпринимателям, которые начинают работать с аналитикой? 

Мыслить стратегически, подходить к интеграции осознанно и следить за жизнью профессионального сообщества, быть его частью. Сотрудничество дарит миру лучшие идеи. А возможность обменяться опытом с коллегами открывает новые пути для решения уже существующих вопросов, роста и развития.

Я рекомендовал бы посещать отраслевые конференции и профессиональные ивенты — в роли гостя, члена жюри, спикера. Я, например, регулярно провожу вебинары для маркетологов. Мы обсуждаем использование Яндекс Директа, Google Analytics. Это бесплатные инициативы — они направлены на обмен опытом и развитие культуры работы с данными. 

Автор: Анна Андреева

Ads zone