Прогулка с воспоминанием


В Алматы много мест, связанных с памятью о Великой Отечественной войне. Причем наряду с теми, про которые знают все (как Парк 28 панфиловцев) есть и малоизвестные, не менее ценные своим историческим значением места. Прогуляться по ним можно, как в праздничные дни, так и в обычные выходные, приятно и с пользой для души провести время.

Конечно, многие из нас привыкли 9 мая приходить в Парк 28 гвардейцев-панфиловцев к Мемориалу славы. Недавно он пережил масштабную реставрацию, а буквально пару месяцев назад – скандал с исчезновением с гранитной тумбы таблички с именем погибшего панфиловца. Табличку вскоре вернули, хотя с исторической достоверностью вокруг истории Панфиловской дивизии и, в частности, той самой 4-й роты, до сих пор ходят споры. Часть историков настаивает на хрестоматийной версии подвига, согласно которой 28 бойцов остановили 18 немецких танков.

Другие считают, что историческая правда никак не умаляет подвиг панфиловцев – всей 316-й дивизии, а не 28 человек из 4-й роты.

О том, что каноническая версия не вполне верна, можно видеть и на гранитных тумбах аллеи панфиловцев. У всех героев в качестве даты смерти вплоть до последних лет был указан 1941 год. Лишь в 2010-е годы историческое несоответствие на памятниках было устранено. Хотя известно, что Григорий Шемякин, Илларион Васильев, Даниил Кожабергенов выжили и после возвращения с фронта испытывали множество проблем, потому как их тогда приняли за самозванцев.  Бывшим панфиловцам после войны приходилось ходить по инстанциям и в довольно унизительной форме доказывать свое существование. В те годы информация, опубликованная в «Красной звезде», относилась к разряду неоспоримой. И только в годы оттепели с панфиловцев, которые вернулись с войны, сняли клеймо самозванцев. Тем не менее, спор историков продолжается. Признавая в общем и целом, что первоначальная версия подвига изобилует неточностями и откровенными вымыслами, часть исследователей считает, что нужно оставить следующим поколениям классическую версию в качестве «вдохновляющей легенды».

Так или иначе, но Мемориал Славы с Вечным огнем, стоящий в Алматы с 1975 года, уже так прочно вошел в городской , что кажется, стоял здесь всегда.

Рядом с Мемориалом расположено здание Музея казахских народных инструментов. Как ни странно, оно тоже связано с памятью о Великой Отечественной войне. Точнее – о жизни в тылу, в алматинской эвакуации. Это здание в годы войны стало одним из очагов культурной жизни в нашем городе. Несмотря на то, что большинство артистов разъезжало агитбригадами по фронту, некоторые иногда выступали и в тылу. В частности, в этом здании (тогда это было офицерское собрание) выступали великие Аркадий Райкин и Рина Зелёная, поднимая боевой дух тем, кто ковал победу в тылу.

Пройдя сквозь арку Дома офицеров и повернув направо (по-алматински – вверх по улице Калдаякова), можно посетить другое памятное место. В отличие от Мемориала Славы, который был построен к юбилею Победы, здесь происходили события непосредственно в период войны. Причем происходящее там особо выделяет историю нашего города военного периода. Речь идёт о ЦОКСе – Центральной объединенной киностудии, а ныне – Казахской государственной филармонии имени Жамбыла. На три года Алматы (тогда - Алма-Ата) стал настоящим советским Голливудом. Количество солнечных дней в году, сравнимое с Калифорнией, стало причиной, по которой киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» выбрали для эвакуации именно Алма-Ату.

Наискосок от филармонии стоит дом-лауреатник, где в те годы жил почти весь цвет советского кинематографа.

Память о тех событиях хранят здание Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, где разместилась Центральная объединенная киностудия, и дом, прозванный «лауреатником», на пересечении улиц Богенбай батыра и Зенкова, под крышей которого собрался цвет тогдашнего советского кинематографа. От списка знаменитых имен может закружиться голова. Вся советская киноклассика обитала здесь:  Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, братья Васильевы, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Николай Крючков, Людмила Целиковская, Борис Бабочкин, Борис Чирков, Николай Черкасов и многие другие.

В память о том времени остались десятки снятых на ЦОКС фильмов. Самые известные из них — «Жди меня», «Парень из нашего города» и легендарный «Иван Грозный». К слову, фильмы под крышей киностудии снимали строго по ночам, потому как днем вся электроэнергия шла на заводы. Тот же Сергей Эйзенштейн исхитрился снять дневную сцену ночью, вставив в темные окна фольгу. Сегодня часто используют отражатели из фольги для усиления света. Но чтобы абсолютно темной ночью с помощью фольги сымитировать день — первым до этого додумался Эйзенштейн на киносъемках в Алма-Ате.

Алма-атинцы тех лет могли наблюдать диковинную картину: кинозвезды, которых они видели только на экране, шли на работу как обыкновенные горожане. Еще живы очевидцы, которые помнят, как легендарная Любовь Орлова каждое утро распевалась на ходу, тем самым устраивая для прохожих настоящие концерты.

Несмотря на обилие солнца, фруктов и овощей, для кинематографистов это было отнюдь не курортное путешествие. В каждой комнате жили по 8–10 человек. Удобства были во дворе. Вообще полноценной системой водоснабжения и канализации город обзавелся только после войны. А тогда, в 1941-м, когда сюда въехали советские звезды, бытовая и гигиеническая необустроенность была причиной множества разных болезней. Самая страшная из них — брюшной тиф, буквально косил людей в тылу. От него умерли актер Борис Блинов (Фурманов из «Чапаева») и актриса Софья Магарилл (баронесса Штраль из «Маскарада»). Она заразилась, ухаживая в больнице за сценаристом и писателем Сергеем Ермолинским, которому удалось выжить. Также в алматинской эвакуации от разрыва аорты умер артист Николай Черкасов-Сергеев, исполнитель роли Суворова в одноименном байопике (не путать с Черкасовым из «Ивана Грозного»). Ушедшие в эвакуации из жизни артисты сегодня покоятся на алматинском кладбище.

Покидая квартал, можно спуститься по проспекту Достык снова к парку 28 панфиловцев – к памятнику Ивану Васильевичу Панфилову. Имя этого полководца как человека, благодаря которому во многом решился исход битвы под Москвой, а во многом – итог Второй Мировой войны, навсегда вписано в историю. Оно также неразрывно связано и с Казахстаном. Во-первых, в Алма-Ате он познакомился со старшим лейтенантом Бауыржаном Момышулы. В июне 1941 года Момышулы был назначен комбатом 1073-го Талгарского стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии — той самой, что войдет в историю под именем Панфиловская.

Личность Момышулы в истории панфиловской дивизии стоит особняком. Его военным талантом многие восхищались, а многие при этом боялись его крутого нрава. Пылкий и прямолинейный Бауыржан Момышулы зачастую не церемонился с чиновниками. В результате представленный к званию Героя еще в 1942 году, он получил его посмертно — в 1990-м. В Алматы сохранилось несколько точек, где формировалась Панфиловская дивизия. Одна из них — бывшее общежитие Мединститута на пересечении улиц Шевченко и Байтурсынова.

Вторая история, связала генерала Панфилова с Казахстаном через его старшую дочь Валентину. Она служила в санбате, в дивизии под командованием отца. По характеру была компанейской и своей среди солдат, которые называли Ивана Васильевича батей, а к Вале относились, как к сестре. Пережив гибель отца, Валентина воевала на фронте до 1944 года. Во время битвы за Прибалтику получила контузию и была комиссована. В поезде до Алма-Аты состоялась ее судьбоносное знакомство с композитором Бахытжаном Байкадамовым. Решающую роль в отношениях Бахытжана и Валентины сыграла мама Байкадамова, которая просто спросила Валю: «Тебе нравится мой сын?» «Конечно, нравится», — ответила Валентина. «Так выходи за него замуж», — сказала мама Бахытжана. У пары родились три дочери — Балдырган, Айгуль и Алуа, — которые трепетно хранят память и об отце, и о великом деде.

С памятью об эвакуационной Алма-Ате связан и район Театра оперы и балета им. Абая. Во-первых, открылся он 7 ноября 1941 года – в день, когда в Москве проходил грандиозный парад, с которого полки сразу уходили на фронт, защищать столицу. У нас же в городе в годы войны особо активизировалась культурная жизнь – сюда в эвакуацию прибыли десятки деятелей советской и даже мировой культуры. В годы войны в оперном театре работали великие Сергей Прокофьев, Галина Уланова, Наталья Сац.

А наискосок от оперного театра вниз, к востоку от улицы Панфилова, стоит так называемый «писательский дом», в котором нашли приют знаменитые советские писатели. В конце 1930-х этот дом был построен для советской интеллигенции. Одну из квартир там получил уже популярный в то время писатель Мухтар Ауэзов. В годы войны к нему в квартиру подселили Константина Паустовского. В своих письмах он писал: «С большим трудом переехал в Алма-Ата… Город чудесный, весь в густых садах, у подножия снеговых гор, много солнца, жара, но всё же тоскливо на сердце… Живем у чудесного человека — казахского писателя Мухтара Ауэзова, он уступил нам одну комнату…» В те годы в квартирах жили и бывали Константин Симонов, Сергей Михалков, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский и другие.

Последним пунктом прогулки-экскурсии по местам памяти могут стать Никольский и Казанский соборы. В те годы расцветала не только с культурная, но и религиозная жизнь. Так, в 1944 году впервые после нескольких лет забвения в Алма-Ате снова открыл двери для верующих самый старинный в городе Казанский собор. Это был один из первых храмов Алма-Аты, возвращенный верующим. Полгода спустя здесь отслужил первую службу вновь назначенный на кафедру архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский). Спустя несколько месяцев вернули христианам и Никольский собор.

На самом деле мест, связанных с памятью о войне, намного больше. Они не ограничиваются одним лишь парком 28 панфиловцев. Впрочем, тем, кто не знал о тех местах, о которых мы сегодня рассказали, прогулка по ним станет первым шагом в открытии жизни эвакуационной Алматы военных лет.


Текст: Константин Козлов

Ads zone