25 февраля закончился один из трех главных европейских кинофестивалей – Берлинале-2023. Корреспондент Esquire Kazakhstan Ораз Керейбаев побывал на всех фильмах основного конкурса, а также посетил работы, представленные в параллельных программах. В этой статье он рассказывает, чем запомнилось столь масштабное кинособытие в этом году.
Берлинале известен как самый контрастный фестиваль большой тройки. Тут в один день можно увидеть и минималистичную историю о темнокожей девушке, брошенной умирать в клетке в пустыне, и трагикомедию о философе Луций Сенеке, снятую на современный лад. Однако многогранность в этом году коснулась не только тем, но и представленных стран, маститости режиссеров, и, конечно же, победителей. С обладателей премии мы и начнем.
«На Адаманте»
В этот раз решение жюри, председателем которых выступила актриса и постановщица Кристен Стюарт, во многом удивило и даже разозлило зрителей. Так, «Золотого медведя» получила документальная работа «На Адаманте». Картина рассказывает о лечебном центре для людей с психологическими расстройствами. Само учреждение расположено на лодке Адамант в Париже. За чуть менее чем два часа экранного времени, зритель знакомится с пациентами этой клиники, которые, по большому счету, ничем не отличаются от всех остальных. Они также занимаются искусством, проводят мероприятия и говорят о кино.
Несмотря на интересную тему, «На Адаманте» явно уступает другим претендентам на главную статуэтку конкурса. Поэтому решение наградить фильм, скорее, связано с желанием жюри обратить внимание на данную группу людей и помочь картине с дистрибьюцией.
«Красное небо»
На контрасте с социально-мотивированным главным призом «Серебряный медведь» – вторая по важности награда – ушла действительно интересной немецкой картине «Красное небо». По сюжету молодой писатель Леон приезжает со своим другом Феликсом в загородный дом на лето, чтобы закончить свою вторую книгу. К своему удивлению, там они обнаруживают незнакомую девушку, делящую с ними жилое пространство.
По всем законам жанра непритязательного летнего фильма молодой писатель и загадочная девушка обязаны влюбиться, а новый интерес главного героя должен помочь ему с написанием книги. Однако произведение Кристиана Петцольда идет другим путем, рассказывая историю о писателе-нарциссе, видящем девушку лишь в качестве образа, а не полноценного человека. Так, изначально вторичная история любви превращается в неожиданный социальный комментарий о токсичной маскулинности и элегантную критику мистификации образа творца.
«20.000 видов пчел» и «До конца ночи»
Отдельно хочется поговорить о победителях в номинациях на лучшие актерские работы. С недавнего времени берлинский кинофестиваль не разделяет премию за актерскую работу по половым признакам. В этом году жюри решили пойти еще дальше, наградив транс-персону Теа Эре за лучшую роль второго плана в картине «До конца ночи» и восьмилетнюю девочку Софию Отеро за главную роль в «20,000 видах пчел». Таким решением Берлинале вновь подтвердил свой статус самого политического и всеобъемлющего фестиваля. Стоит отметить, что София действительно достойна своей награды, ведь она смогла превосходно воплотить на экране роль мальчика, ощущающего себя в женском теле.
Хорошие фильмы, прошедшие мимо жюри
В этом году Берлинале был представлен практически тремя сотнями работ. Естественно, не все они удостоились премии или были отмечены критиками. Поэтому хотелось бы кратко порекомендовать несколько фильмов фестиваля, за выходами которых стоит следить:
«Блэкерри» – картина о создателях телефонной компании BlackBerry. Хоть «Ежевика», а именно так ее перевели на русский язык, и не получила никаких наград, она определенно понравится массовому зрителю. Более подробную рецензию на фильм мы писали в отдельной статье.
«Судзумэ закрывает двери» – новая работа японского аниматора Макото Синкая. Фильм рассказывает о девочке-подростке, спасающий страну от землетрясений. Трогательная картина о любви и тоске по родителям неожиданно становится рефлексией автора на серию цунами, повергшие Японию в ужас в 2011 году. Через главную героиню режиссер пытается поговорить о национальной травме.
«Прошлые жизни» – самая выверенная работа конкурсной программы. Фильм рассказывает историю несостоявшейся любви между кореянкой, переехавшей в детстве в США с мамой, и ее одноклассником, оставшимся жить в Корее. Режиссерский дебют Селин Сон – это очень камерная и тонкая история об иммиграции, судьбе и прощании с прошлым. Завязка картины будет знакома всем зрителям, когда-либо сталкивавшихся со своей детской любовью уже во взрослом возрасте.
«Арт-колледж 1994» – медитативное произведение о китайских студентах на рубеже веков. Несмотря на практически полное отсутствие сюжета, картина завораживает своими диалогами о творчестве во всех его проявлениях. Каждый персонаж фильма рассуждает, что для него искусство. Пусть данное произведение и не дает никакого ответа на поставленный вопрос, оно заставляет вспомнить свои студенческие годы, вне зависимости от того, были ли они вчера в Казахстане или же в 1990-х в Китае.
«Взрослые» – еще один фильм без явного сюжета. История в картине, конечно, присутствует, но ее роль номинальная. Вся красота данного произведения строится вокруг диалогов между двумя сестрами и их братом, приехавшим на выходные после трех лет разлуки. Несмотря на зрелый возраст главных героев, они продолжают вести себя как дети, постоянно танцуя, кривляясь и пародируя персонажей телешоу. Однако за излишней инфантильностью скрываются глубокие травмы, не позволившие нашим героям вырасти.
«Привет, мемность»
В конце хочется поговорить о самой смешной картине фестиваля. В данном произведении не было снято ни одного оригинального кадра, а все сцены были созданы из кусочков других картин в монтажной комнате. Фильм с буквально непереводимым названием Hello Dankness показывает весь президентский срок Дональда Трампа посредствам наложения кинокадров из разных эпох. Так, на одном экране оказывается Сет Роген и молодой Том Хэнкс, а само произведение начинается с буквально карикатурной рекламы Pepsi с Кендалл Дженнер в главной роли.
За 70 минут хронометража зритель узнает что такое «Пиццагейт», вспоминает, как Трамп рекомендовал бороться с коронавирусом с помощью отбеливателя, а также видит знакомые образы из детства (Кевин из «Один дома») в абсолютно новом амплуа. Несмотря на столь обширное количество использованного материала, «Привет, мемность» умудряется рассказать вполне линейную и понятную историю о всех проблемах современного американского общества.
Во время конференции с постановщицей картины, Сода Джерк заявила, что прав на использованные кадры у создателей нет. Значит, увидеть «Привет, мемность» зрителям удастся только в случае, если авторы загрузят ее на бесплатную онлайн-платформу. До тех пор самая запоминающаяся своей радикальностью работа фестиваля останется в сердцах лишь тех немногих, увидевших ее в Берлине.
Текст: Oraz Kereibayev