Наступил сентябрь, а значит самое время переходить от теплых летних блокбастеров к более суровым картинам. Новый проект стримингового сервиса Netflix «Граф» как нельзя кстати подойдет для такого межсезонья, ведь платформа предлагает публике необычный черно-белый хоррор с элементами сатиры от чилийского режиссера Пабло Ларраина.
Несмотря на внешнюю мрачность, фильм можно назвать вполне зрительским, так как комедийные элементы и красивое политическое высказывание перевешивают нетипичное сочетание жанров. За свои остроумные выходки и неординарный подход к теме «Граф» был удостоен приза за лучший сценарий на 80-м Венецианском международном кинофестивале. Обо всех плюсах картины в деталях рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.
Немного о «Графе»
Мечта любого диктатора — вечное правление. Будь возможность, любой тиран бы выбрал бессмертие и сидел на троне до скончания времен, подпитываясь кровью своего народа. Параллели между такими царями и вампирами рисуются сами собой. Поэтому появление картины о вурдалаке-президенте было лишь вопросом времени. Ларраин — это известный чилийский режиссер, карьера которого всегда была связана как с работами о семейной жизни правителей («Спенсер» и «Джеки»), так и с фильмами, критикующими Аугусто Пиночета. В связи с этим создание очередного полотна о зловещем военачальнике не оказалось сюрпризом для зрителей.
О чем «Граф»
Сюжет «Графа» начинается не в Чили 20-го века, когда Аугусто Пиночет совершил военный переворот и захватил власть в стране, а во Франции 18-го века, когда солдат Клод Пинош узнает о своей вампирской сущности. Именно в этот период он наблюдает за публичной расправой над Марией Антуанеттой. Когда разгневанная толпа покидает место казни, наш герой начинает жадно слизывать кровь с гильотины, а после сбегает из страны, прихватив с собой голову Марии и инсценировав собственную смерть. В последующие годы мужчина странствует по миру, пока не оказывается в Чили. Дальнейшие события, показанные на экране, совмещают исторические факты с вымыслом автора, что рождает немало комедийных сцен.
Основной сюжет фильма запускается позже, когда мы узнаем, что Пиночет инсценировал свою смерть в 2006 году, чтобы избежать обвинений в хищении государственных средств. Ведь Аугусто готов признать себя и диктатором, и убийцей, но никак не вором. Такой вот кодекс чести у бессмертных правителей. После этого уже немолодой мужчина отправляется на собственный остров, где решает дожить свои последние годы. Однако, как это бывает с тиранами, его присутствие остается в стране даже после его «смерти». Наиболее прямо это показано в завораживающем эпизоде полета графа над современным Сантьяго. Пока Чили пытается забыть о своем ужасном прошлом, семья Аугусто стараются получить выгоду с монструозного родственника. Так, дети в классической манере борются за наследство, пока жена мечтает обрести бессмертие.
Чтобы распределить богатства отца поровну, дети приглашают проверенную бухгалтершу. На самом деле девушка является монахиней, прибывшей на остров, чтобы убить 250-летнего вампира. Вишенкой на торте в этом ансамбле не самых приятных персонажей становится правая рука Пиночета Федор Краснов — наиболее пугающее и бесчеловечное во всех смыслах этого слова создание. Все вышеперечисленные действующие лица, включая самого Аугусто, обеспокоены лишь одной целью — убийством Пиночета.
Операторская работа
Стоит отдельно отметить манеру съемки «Графа», а если быть точнее — сцены полетов. Когда оператор-постановщик показывает зрителям пугающую фигуру Пиночета, пролетающую над мерцающем ночным Сантьяго, у смотрящих невольно всплывают ассоциации со сценами из «Бердмэна» (2014) Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В то время, когда другая вампирша учится летать, в голову приходят и «Андрей Рублев» (1966) Андрея Тарковского, и «Восемь с половиной» (1963) Федерико Феллини. Такие плавные, медитативные сцены контрастируют с жестокими, но не менее впечатляющими эпизодами кровавой расправы вурдалаков над своими жертвами. Вполне логично, все жертвы оказываются жителями Чили, ведь диктатор даже после своей смерти не в состоянии оставить собственный народ.
Коммерческое и авторское
«Граф» выделяется среди работ Netflix тем, что фильм в состоянии соединить очень авторские и нетипичные решения со зрительским кино. С одной стороны, перед нами черно-белая испаноязычная работа. С другой стороны, тонально картина напоминает и «Достать ножи» от того же Netflix, и популярные трэш-хорроры с эксессивным использованием ненастоящей крови. Наконец, большая часть юмора построена на понятной политической сатире как о современных диктаторах, так и о правителях прошлого. Более того, режиссер не требует от публики особого знания истории Чили. Как-никак проблемы с царями, не желающими уходить со своего трона — это универсальная тема. Как итог, казалось бы очень специфическая история о Пиночете отражается в сердцах многих, а внешние барьеры в виде языка и манеры подачи нивелируются юмором.
Останется ли Аугусто жив в конце «Графа» или нет зрители могут узнать, посмотрев фильм на Netflix. Однако тут стоит отметить, что раз Ларраин продолжает снимать картины о нем по сей день, то его личность, какой бы ужасной она не была, продолжает преследовать чилийцев, словно ночная тень, летящая над городом.
Автор: Oraz Kereibayev