Телевизор, компьютер, телефон забивают наше сознание нескончаемыми потоками данных. О том, что в такой «бомбардировке» нет ничего полезного, размышляет Роман Райфельд.
О ужас, о кошмар года! Он не в том, что я хочу делать много. Он в том, что хочу это делать ОДНОВРЕМЕННО. Двух рук и глаз, пары ног и двадцати четырех часов в сутки жутко мало. Кстати, семи дней в неделе тоже стало недостаточно. И думаю, виной тому не обретение нового места приложения трудовых усилий и нескончаемый вал работы. Вернее, я так думал, когда только начинал, самоуспокаивающе полагая, что вот еще полгода – и будет мне гармония и покой и уйма времени на медитации для их обретения. Но теперь, вижу, что мы в эту воронку вовлеклись, причем все и сразу. И речь не о Казахстане только. Боже, хватит уже жить своим маленьким жайляу, населенным парой десятков миллионов жителей. Так называемую нехватку времени, причина которой далеко не в неумении управлять им, испытывает в наши дни практически каждый на этой без пяти минут восьмимиллиардной планете. И пути наружу уже не будет, можно лишь регулировать силу негативного воздействия воронки.
Идешь по городу после работы, по миллионному и такому маленькому городку, и наблюдаешь, что каждый второй не просто держит в руках смартфон и развлекает уши волшебными звуками му, больше – глаза воткнул в заветный дисплей, не видя ничего вокруг, натыкаясь на прохожих и столбы, пытаясь найти на экране не иначе ответы на все свои вопросы. И не признать, что среди уткнувшихся есть даже водители – значит не поверить глазам своим. Водители лишь подчеркивают проблему, делая ее и смешнее и грешнее.
Вспомните себя. Едете в метро и слушаете что-то в наушниках, просто тупо шаритесь в мобильном или коммуницируете с кем-то по нему же, топая по улице и успевая смотреть по сторонам, прогуливаетесь по офису или между делом играете. Как вы верно заметили, «одновременно» связано с мобильным – потому как изобретение смартфона и интернета вкупе сделали вас много свободнее и независимее. Именно благодаря этому устройству и Cети нам также позволено хотя бы мысленно быть быстродействующими, многорукими и многомозгими. И да, почти все папы и мамы перестали испытывать какие-либо трудности с воспитанием потомков: подсовывание ему/ей гаджетов работает безотказно с детьми от постгрудничкового вплоть до начала того возраста, когда их уже неприлично называть детьми. О результатах таких уроков гармонии узнаем лет через 10-20, когда по окончании колледжа, университета сегодняшние малыши придут наниматься на работу, хотя уже сейчас можно предположить, что будут писать тогда в соцсетях работодатели, как прыскать и брызгать слюной от возмущения. Некоторые родители уже сегодня расхлебывают заваренную самими же кашу – таскают по докторам воспитанных электронными устройствами, не способных к концентрации и с ушатанной родителями психикой детей с несколькими дополнительными диагнозами.
Мое «одновременно» – это когда, создавая сценарий радиопрограммы на компьютере и прослушивая имеющие отношение к делу треки, я смотрю фильм, поглощаю кофе или вино, периодически отвечаю на сообщения, приходящие на мобильный, и помешиваю чего-нибудь несложное в кастрюле на плите, в перерыве успевая пару раз кинуть игрушку собаке, как те родители чадам – айпад. Когда еду утром на работу, либо читаю, либо отсеиваю музыку в мобильном, выбирая из тьмы альбомов лучшие треки, которые захочется послушать больше раза, перекидывая их в нужные папки и удаляя мусор, – потому что на такое наведение порядка нет другого времени. И все это уже не только «одновременно». Его присутствие не было бы столь печально, кабы не вторая беда – ФОНОВОСТЬ большей части того, что мы делаем сегодня. Но вот вопрос: что в перечисленном фоновое, а что основное, если оно вообще присутствует? Сначала все кажется предельно просто: я пишу сценарий, значит, он и есть главное. Но потом… лучше не размышлять, потому что только то действо, что ты производишь в конкретную секунду, и будет твоим основным (для данного момента). А если рассматривать более длительный временной промежуток, то… фоновые все дела, что выполняются одновременно, основного как бы и нет. Результат мы, как ни удивительно, все-таки выдаем: и программа готова, и фильм просмотрен, и бокал опустошен, и собаки счастливы, и ужин сварен.
Не знаю, как у вас, что живут аналогично в век информационного давления, а у меня как результат постоянная усталость, моральная даже больше, чем физическая. Причем не от объемов работы – от объемов информации, которую нужно перемалывать ежедневно, и не восемь, а все 24 часа в сутки. И все больше хочется закрыться от этого мира, людей в первую очередь, потому как они несут дополнительные потоки информации, от которых отбиться – не ракеткой в пинг-понге махнуть. Уединиться где-нибудь в безлюдном колхозе (Иссык-Куль не в сезон и не в праздники подошел бы), дышать природой глазами, носом, всеми частями тела, читать книги, по два часа в день медленно мести пустынные дорожки, покрытые опавшими листьями, слушать песню ветра, солнца и волн и медитировать, медитировать, медитировать... а после со свежими силами – в мир людей нового века. Где, похоже, даже радостные мероприятия, тусовки и дни рождения друзей – очередной информационный повод, и его надо переработать; пункт в твоем to-do-list, и его надо выполнить во что бы то ни стало. И ты никак не можешь понять, почему нет предвкушения удовольствия, почему так не хочется туда идти. Потому что мы уже не просто белки в колесе, мы белки в колесе сансары. Важное Zeitgeist-уточнение означает: каждый день суета и множество забот при все нарастающем объеме и усиливающемся давлении информационного поля на человека.
И об одновременности, и о фоновости сейчас пишут многие. Культуролог из России Юлия Стракович при подготовке своей книги «Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке» (Классика XXI, Москва 2014) исхитрилась провернуть гигантскую работу, проанализировать кучу разрозненных на первый взгляд фактов и прийти к невеселым выводам, выходящим далеко за рамки обозначенной исследовательницей темы. По ее мнению (которое и мое, и наверняка еще многих), «и демонизация цифрового пространства, и его прославление как среды, в которой решаются все проблемы, есть, по сути дела, одно и то же – попытка снять ответственность с себя». Многие считают, что и религия, и власть как институт тоже произрастают именно из этого обычного человеческого тезиса: виноват всегда кто-то, не я.
Рассуждают, глядя на тему с разных сторон, и умные головы публицистики. С любопытством прочитал два материала на colta.ru: шефа-редактора сайта телеканала «Дождь» Ильи Клишина («Почему интернет ведет нас в новое Средневековье») и научного журналиста Борислава Козловского («Facebook в роли цензора»). Они пусть более мелко, узко, но о том же по сути, что и Стракович, глаголят. Что мы (не Алматы, не страна – весь мир) вступили в абсолютно новую стадию информационного производства и поглощения и бороться с сим глупо, т.к. это очередной закономерный этап развития человечества, уж простите пафос. «История в том виде, что мы знали, кончилась; началось столкновение всех со всеми. Каждый не только сам себе режиссер, но и издатель, фотограф, звезда», – голосит Клишин. Список можно продолжать, но и перечисленного достаточно, чтобы понять, что Клишин голосит правду. Нам лишь можно искать с этой правдой мирного существования, никак не войны, потому как ее не выиграть в принципе. Это все равно что воевать со временем. Для каждого гражданина Земли условия мирного пакта с новой реальностью индивидуальны. Первые уже сегодня отрубают себя от всех возможных каналов получения информации – от ТВ, новостных порталов и соцсетей до компьютеров и гаджетов как таковых. Другой вопрос, что только некоторые используют освободившееся время для духовного роста, большинство же – для компьютерных игр или каких-нибудь телесных самоистязаний вроде фитнеса. Вторые же – напротив, переселяют свою душу (иногда даже бессознательно) из физической оболочки – собственного тела в оболочку виртуальную, операционно-системную, уходя в Сеть по уши. Несмотря на то, что некоторые из занятий, как первых, так и вторых, по старинке групповые, понятийное расстояние между ними и социализацией – как между футбольным полем и сценой оперного театра. Каждый даже в группе через уход в свое устройство с доступом в Сеть учится быть и жить в одиночку. Как верно подметил один из рецензентов последнего годаровского фильма «Прощай речь 3D», «Бесконечная свобода, разделяющая людей. Язык действует против личной свободы. Людям нужно научиться молчать друг с другом. Есть единственный выход – забыть о словах, перестать искать смысл в жизни и просто начать жить. Жить, а не рассказывать в соцсетях».
Автор: Роман Райфельд, иллюстратор Полина Менжулина