Уже на протяжении восьми лет Konokbaev Group занимается организацией гастрольных туров и спектаклей с участием звезд мирового балета. Основатель компании Нурлан Конокбаев рассказал Esquire о том, как один творческий порыв привел к сотрудничеству с мировыми звездами.
Как Вы пришли к тому, что начали возить в Казахстан зарубежных артистов из мира балета?
– Я участвовал в международном конкурсе в штатах, который проходил в Джексоне, где я стал финалистом и получил диплом. Перед открытием конкурса выступали BAD BOYS OF DANCE под руководством мировой звезды Раста Томаса, кстати, он был одним из первых иностранцев, которых принял Мариинский театр. Я был настолько впечатлен этими танцорами, что задумался, а почему бы не привезти их в Казахстан? К слову, зарубежный зритель там тоже изумительный. Они не просто смотрят выступление, но и сами будто бы готовы подняться и начать танцевать. На тот момент я уже работал солистом высшей категории в ГАТОБ и решил на следующий же день после возникнувшей мысли отправиться к заместителю директора театра Валентину Сергеевичу Паку с предложением. Спросил разрешения, мне, конечно же разрешили. Только вот аренда на тот момент стоила миллион тенге.
Получив одобрение театра, я написал Раста Томасу. У него сначала были сомнения насчет Казахстана, но потом по предварительному согласию поставил условия: что они проведут три концерта, два шоу в Алматы и один в Нур-Султане, но приедут лишь тогда, когда мы полностью оплатим им гонорар. Чтобы вы понимали, каждое шоу стоило 15 000 долларов, при том, что мы зарабатывали на тот момент только по 500. А ведь помимо гонорара есть еще и перелет, проживание, реклама. И я привлек своих партнеров с театра, которые тут же согласились, после чего мы нашли еще четырех партнеров. Мы скинулись деньгами, все подготовили и начали ждать – прилетят или не прилетят.
Так и появился Konokbaev Group. Причем, у нас на тот момент не было нацеленности на бизнес, мы просто хотели, будучи сами артистами балета, привезти крутое шоу и показать его другим, насладиться самим.
То есть это был эдакий творческий порыв?
– Да-да, именно творческий порыв. Мы на тот момент думали, что, даже, если не заработаем, то и бог с ним. И когда все закрутилось-завертелось, мы задумались о названии. И пришла внезапная идея - Konokbaev Group, ведь команду основал я. Надо мной еще некоторое время в репетиционном зале смеялись, мол, Konokbaev Group пришел. Но это было поначалу, сейчас уже никто не смеется. К нам относятся с уважением. На самом деле я очень благодарен своим партнерам, с которыми мы до сих пор работаем. Это Рахим Даиров – генеральный директор нашей компании в Казахстане, а также Руслан Амраев, который около пяти лет назад уехал в Штаты.
Какие громкие имена вы привозили в Казахстан?
– Мы начали привозить Bad Boys of Dance - Rock The Ballet, который гремит до сих пор. Весь гастрольный тур расписан на два года вперед. Еще мы привозили короля фламенко – Хоакина Кортеса.
Как он согласился?
– У нас есть педагог Мальбеков Эдуард Джабашевич, который просто обожает Хоакина. Естественно, мы были о нем наслышаны. Так и появилась идея позвать Кортеса. Мы ему написали, он согласился, отметив, что как раз в эти даты он будет в Москве и Санкт-Петербурге со своим турне. Предложил встретиться с его менеджером, который на тот момент находился в Питере. Я долго не думал, купил билеты и полетел в Россию на встречу, чем вызвал удивление менеджера, который не ожидал, что мы настроены настолько серьезно. В итоге привезли Хоакина в Алматы, и на самом деле получили колоссальный опыт от работы с ним, потому что его райдер считается одним из самых сложных: нужно стелить специальный пол, определенные шнуры для микрофона, так как должен быть слышан каждый стук. К тому же вместе с ним приехало еще 30 танцоров и 50 музыкантов. Технический райдер был очень сложным. Когда Хоакин приехал, то очень удивился тому, какие мы молодые. Однако, после того, как все прошло, подчеркнул, что у нас была самая хорошая и теплая организация, нежели в Москве или Питере. Сам Кортес очень капризный, народный герой, с которым работали такие звезды, как Мадонна и Дженнифер Лопес. Уезжая, он сказал, что с удовольствием будет приезжать и в дальнейшем.
Также мы приглашали всех ведущих танцоров таких театров, как Мариинский театр, Ла Скала, Гранд-Опера и, конечно же, артистов Американского театра балета.
А что насчет фестиваля, который вы проводите?
– Фестиваль посвящен нашему педагогу Улану Мирсеидову. Он один из первых преподавателей, кто стал вывозить казахстанских артистов на конкурсы за рубеж. Сам фестиваль разделен на три этапа, иными словами на три спектакля: Лебединое озеро, Спящая красавица и Щелкунчик. К нам приехали премьер Национальной оперы Украины Станислав Ольшанский и прима-балерина Михайловского театра из Санкт-Петербурга Светлана Бедненко. На Спящую красавицу приехала заслуженная артистка Российской федерации Оксана Кардаш с театра имени Невирович-Данченко вместе с Денисом Соболевским. А на Щелкунчика, который будет проходить 20-21 декабря 2019 года, приедет Татьяна Мельник – прима-балерина Венской оперы. Все-таки мы болеем этой работой. И занимаемся не только коммерческими проектами, но и благотворительными в том числе. Совместно с моим партнером Рахимом Даировым, который на данный момент является ведущим солистом ГАТОБ, мы выделяем гранты для учащихся хореографического училища, а также гранты для выезда на международные конкурсы. Еще мы проводили благотворительный концерт «Звезды балета детям», куда приглашали в основном ребят из детских домов. Что мне нравится в детях, так это их искренность. Если ребенку нравится, он будет хлопать. Не понравилось – не будет. У них совершенно другая энергетика и, знаете, когда кто-то из детей смеется в зале, настроение поднимается у всех.
Кто вас поддерживает?
– Мы всегда находимся в поисках спонсоров. Есть постоянные, которым мы очень сильно признательны. В основном, это те люди, которые любят классику и хотят быть причастными к искусству. Я не могу назвать точную статистику. Мы молодая компания, нам всего восемь лет, и мы только развиваемся. И если первые проекты вытаскивали сами, то сейчас понимаем, как сделать все грамотно. С каждым шоу мы получаем большой опыт, каждый проект, как будто первый. Конечно, есть компании, которые хотят участвовать, иногда мы выходим на них сами. Но надо правильно преподать, пригласить на встречу, показать так, чтобы потенциальный спонсор сказал: «О, это круто!»
Чем чаще мы будем проводить подобные мероприятия, тем более образованным и разносторонним станет наш зритель. Ведь этим выступления дают те эмоции, которые нам всем нужны, которые делают людей счастливее.
Кстати, мы планируем привлекать туроператоров, чтобы они напрямую работали с нами, ведь билеты нужны постоянно. В 2020 году мы готовим большой проект с Раста Томасом, где будут, как зарубежные, так и казахстанские танцоры, которых мы будем возить за рубеж и продавать. Учитывая опыт Томаса, я думаю, все должно получится на высшем уровне. Все заточено под то, чтобы мы могли продавать это шоу за рубежом под лозунгом «Сделано в Казахстане».
Сейчас мы ведем переговоры о выезде украинского ансамбля Вирского. Этим летом они приезжали на Eurasian Dance Festival в Астане и все были просто в восторге. Мы хотим вывезти их на пять концертов в Центр Кеннеди.
Мы молодая компания, поэтому нам немного сложно, постоянно приходится доказывать на что мы способны. Но скоро, я думаю, будет легче, ведь доверие к нам растет, нас узнают. В 2021 году планируем привезти Riverdance, хотим приурочить это мероприятие к 30-летию Казахстана. На сегодняшний день мы подписали несколько контрактов с театрами Флориды и хотели бы вывезти туда наших артистов с чем-нибудь национальным, например, с Легендой о великой степи. У ГАТОБ большое количество мировых спектаклей, которые проходят во всем мире, поэтому нам есть, что показать. Главное – уровень.