Актера, а в последние годы еще и довольно достойного режиссера Джордана Пила, частенько сравнивают с Хичкоком. Так ли страшен его новый фильм «Нет»? Или это скорее первоклассное зрелище, которое не стоит пропускать? Разбирается Роман Райфельд.
Простите, для сравнений с маэстро Хичкоком маловато саспенса и слишком много юмора. А, вот, сравнение с Шьямаланом, мне думается, вполне оправданно. Имею в виду приличные работы мастера прошлых лет вроде «Знаков», «Таинственного леса» и «Явления». К слову, помимо режиссерских фишек и примочек двоих роднит еще и присутствие в сценарии внеземной чуди, мистики, теней прошлого и... животных. К слову, за внезапно исчезающими лошадьми и поведением «милой» обезьянки Горди мне померещился здесь месседж от защитников животных: издевались над ними столетия, вот и получите.
Впрочем, Пил кланяется не только Шьямалану. Некоторые нашли в «Нет» и цитаты из «Близких контактов третьей степени» Спилберга, «Вилли Вонки и шоколадной фабрики», «Назад в будущее» и даже «Кинг Конга», а я - из «Ангара 18» - американского фильма 1980 года об НЛО, картины, о которой мы грезили в детстве и на которую очень хотели попасть в кино. Сам режиссер подтвердил кое-какие из вышеназванных картин как повлиявшие на него в процессе создания «Нет».
Синопсис
В семье чернокожих ранчеров Хэйвудов внезапно умирает глава. Умирает странно, на лошади, сраженный свалившимся ему в глаз с неба четвертаком. Остаются его разнополые взрослые дети. Брата играет непроницаемый Дэниэл Калуйя, что уже снимался у режиссера в другом ужастике «Прочь» (2017), а сестру - Кеке Палмер, знакомая фанатам сериалов «Анатомия страсти» и «Скорая помощь». Родственнички из штанов выпрыгивают, чтобы сохранить в живых умирающий бизнес – выращивание лошадок-кинозвезд. Однако, вскоре в их жизнь приходит, точнее - прилетает, нечто внеземное, что на 180 градусов меняет приоритеты семейства. Как говорится, не до жиру.
Что интересного?
Во-первых, Пил умудрился нагнать страху среди бела дня. Действие большей части самых пугающих эпизодов происходит под палящим солнцем на довольно открытом пространстве. Аплодируем.
Во-вторых, отменный актерский ансамбль. Все - включая второстепенных актеров Брэндона Переа (продавец видео техники) и Майкла Уинкотта (режиссер-документалист) – справились с задачей образцово.
В-третьих, Пил хотел снять зрелищное кино, на которое захотят прийти в кинозал. И, кажется, это у него получилось.
В-четвертых, в «Нет», как и в прежних картинах режиссера, не запрятан, а выставлен на показ юмор, зачастую весьма не черный. Даром, что Пил – стэндапер, как и его супруга Челси. И о том, как корректно прочитать комизм его фильма, я думаю, фанаты запишут не одно видео, не забыв упомянуть о любви 43-летнего кинотворца из Нью-Йорка к паркам развлечений и цитатам из книг Библии.
В-пятых, в фильме, как в матрешке, содержится отдельная история – я про съемки «Дома Горди» с той самой шимпанзе, упомянутой в первом абзаце, что уложила почти весь каст своего ситкома в могилки, до смерти напугавшись... лопнувшего шарика. Безусловно, вставочка эта намеренна, она плотнейшим образом связана с моралью истории.
Что провального?
Пил какой-то очень добрый режиссер, плюс в его картинах есть все, чтобы они нравились, но практически ничего, что могло бы взбесить или хотя бы вызвать кислую мину: ну чего он?! Спишем на субьективизм рецензента с моей стороны и успешную попытку оживления киноиндустрии в момент ее кризиса, обнаженного пандемией – с его.
Итого:
«Нет» – один из редких хорроров/триллеров сезона, достойных вашего времени (как и «Черный телефон»), да еще первый в истории, снятый на камеры IMAX. А Джордан Пил – один из самых намагничивающих зрителя режиссеров последней пятилетки. Название картины – «Nope» – больше соответствует не прямому и четкому «нет», а разговорному ироничному «неа», что тоже говорит о многом. Ведь режиссер-сценарист ленты, по его же признанию, этим именем стремился лишь к одной цели: чтобы, посмотрев его фильм-зрелище, фильм-аттракцион, зрители, которые вслух говорят, что не любят ужасы, признались хотя бы самим себе, хоть на минуточку, что это не так.
В казахстанском прокате картина стартует уже 18 августа.