Не стреляйте в музыканта

A
adminPMG Автор
29 июня 2017

Налог на холостяков. Мнение.

Должно ли государство и общество помогать музыкантам – об этом размышляет директор радио Classic Раушан Джуманиязова.

Не стреляйте в музыканта

Творчество или заработок? – извечная дилемма для человека из мира искусства. По-хорошему, конечно, сначала творчество. Но художники, музыканты, писатели и тем более их родные не питаются утренней росой – им так же, как всем, необходимо зарабатывать, обеспечивать семью. Этим двум необходимостям – творческим и материальным – трудно договориться. И часто мы сразу видим и отличаем «коммерчески ориентированного» музыканта от «настоящего» творца. Образ последнего – голодного принципиального художника – нам всегда симпатичней, притом что большинство из нас, попади в ситуацию выбора,  сами предпочли бы его избежать.

В самом разделении на творцов и «ремесленников» много условного, стереотипного, но не случайного. Это действительно сложно: добиваться двух целей одновременно – денег и творческой реализации. Вернее, добиваться-то может всякий, да редко у кого это получается, что-то все равно перевешивает. Если ты постоянно думаешь о финансовой рентабельности, тебе сложно оставаться свободным человеком, артистом, художником. Приходится соответствовать вкусам большинства, которые – пора с этим смириться – не бывают высокими. А еще возникает много суеты, ведь надо постоянно быть на виду, регулярно звучать по ТВ и радио, бывать на важных концертах и модных тусовках, мелькать в светской хронике, писать банальности в социальных сетях, выкладывать фото в инстаграм, собирая море лайков, но теряя при этом, распыляя в пустоте нечто более важное.

Потом как-то незаметно появляется страх выпасть из обоймы, желание соответствовать существующим запросам, страх рисковать, быть оригинальным в творчестве.

Денежный вопрос – как Рубикон для творческого человека, который у каждого свой. Для начинающего музыканта это – уйти вечером «лабать» в ночной клуб или пойти репетировать сложную программу. У состоявшихся артистов выбор, в принципе, тот же – отработать хитовую программу на сборном концерте или VIP-вечеринке или месяцами биться над новой интерпретацией. Второй путь – мучительный, убыточный и – ничего не гарантирующий. Даже признания публики. Для семидесяти процентов наших слушателей «Турандот» – это Nessun dorma, а драматургические изыски, изучение китайской музыки для реалистичности (а в опере использованы подлинные китайские мотивы) публика вряд ли оценит. Но уступить здесь тактически – равно проиграть стратегически.

Битлы когда-то отказались от прибыльных турне и концертов, выбрав работу над альбомами. Это решение повлекло за собой спад «битломании» и… лучший альбом всех времен и народов  Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.

Созвучные мысли недавно я прочитала у Жанны Исабаевой, которую называют независимым режиссером. Ее «путь самурая» – редкий пример осознанной гармонии: есть реклама и телепроекты (заработок), есть творчество (кино). Для творчества ей не нужны государственное финансирование или спонсоры, ей нужно только вдохновение. Зарабатывать на чем-нибудь, чтобы иметь возможность заниматься творчеством – реальный выход, только получается это у единиц, не все художники практичные люди, к тому же это «что-нибудь» тоже отнимает время. О чем и речь.

Сочетание менеджерских и творческих качеств вынужденно куется в Казахстане последние 20 лет, между тем подрастают профессиональные арт-менеджеры и продюсеры.

Легко снобски, потребительски осуждать музыкантов, определяющихся в своем пути, – трудно говорить о финансовом вопросе откровенно. 70 000 тенге – это средняя зарплата рядового оркестранта. Как правило, человек вынужден совмещать работу в нескольких оркестрах, времени для творчества, поисков, подготовки к конкурсам не остается.  Другие варианты дополнительного заработка – преподавание, репетиторство, «халтура». Последнее включает в себя клубы, свадьбы, ивенты, разовые проекты. При этом хороший инструмент – собственно, орудие музыканта – стоит от 3000 долларов, верхнюю планку не называю, чтобы не шокировать. Композитор, сочинивший оперу или симфонию, самостоятельно обеспечить премьеру не может, единственный выход – бороться за грант или искать мецената. В среде музыкантов ходит анекдот про однокурсников-композиторов, один из которых мучительно работал «в стол» над симфонией с хором, а второй написал хит «ммм… Danone» – кто из них преуспел, гадать не надо. Чувство юмора и самоиронии – то, что позволяет музыкантам балансировать в этих несимметричных условиях. А еще – редкая для других профессий трудоспособность. С детства привыкшие ежедневно по несколько часов заниматься на инструменте музыканты – это почти терминаторы, особенно наши.

Есть надежда, что интернет, новые технологии, свобода и открытость миру – станут новой возможностью и для музыкантов тоже. Конечно, тут много легенд и вымысла, но есть бодрящие примеры. Так, выпускник нашей консерватории Канат Омаров без протекции, благодаря собственному таланту два года стажировался в оперном театре Цюриха по приглашению легендарного Фабио Луизи. Есть вероятность, что Канат продолжит обучение у маэстро и мы получим блестящего дирижера.

Не думать и не заботиться о музыканте можно – сейчас ведь принято считать, что никто никому ничего не должен. Только в данном случае слишком велик риск – мы можем остаться совсем без музыки.

 


 Автор: директор радио Classic Раушан Джуманиязова

Не забудьте подписаться на текущий номер
Ads zone