Журналист Гульнур Жакимбай почитала исторические источники, казахскую литературу и мусульманские заповеди, чтобы понять, как менялось отношение к женщине у казахов.
Что было бы с мужчиной, избившем свою жену или изнасиловавшем девушку, окажись на их месте сакская царицаТомирис? Скорее всего, она разрубила бы его пополам свои острым мечом, которым владела не хуже мужчин своего времени.
В то счастливое для женщин время девочки с малолетства прекрасно владели оружием, смело шли на врага и всегда могли себя защитить. Древнегреческий историк Геродот пишет, что для того, чтобы жениться на девушке, мужчине нужно было вступить с ней в бой, в случае победы – играли в свадьбу, в случае поражения он становился ее рабом до конца дней своих (этот обычай дошел до нас в видоизмененном виде в национальной игре «Кыз куу»). Отношение степных мужчин к женщинам в скифо-сакскую эпоху было уважительным, поднимать руку на жену после свадьбы жестоко каралось. Да это и никому не приходило в голову, ведь каждая девушка еще до замужества должна была в обязательном порядке убить трех неприятелей, а значит, всегда была готова дать отпор любому, даже собственному мужу.
В казахском эпосе статус женщины остается таким же высоким. Женщина Степи обладала сильным характером, она решительна и смела, часто берет инициативу в свои руки, открыто выражает свое мнение и является верным другом своего возлюбленного до конца дней. Часто девушка сама выбирает себе мужчину и делает первый шаг.
В сравнении с женщинами скифской эпохи в казахском эпосе девушки менее воинственны. В большинстве случаев девушка убивает врага «женским» способом, применив яд.
Поднять оружие на мужчину они могут в крайнем случае, хотя умение метать копье, фехтовать и стрелять из лука все еще распространено среди женщин. Так, в эпосе «Кобланды» красавица Карлыга ударила возлюбленного копьем по бедру и сбросила батыра с седла, тем самым опозорив его перед всей общиной. Причиной столь дерзкого шага стало предательство батыра и нежелание женится на Карлыге, которая несколько раз спасала его жизнь, отвернувшись от родного отца и брата. После этого Кобланды понимает свою ошибку и берет ее второй женой.
Обижать женщин Степи было чревато, о чем говорит бытовавшая в ту пору пословица: "Не борись с девушкой (она сильна и одержит верх над тобой) и не состязайся в скачках с молодой кобылой (она победит, так как сильнее и порывистее взрослой лошади)".
До принятия Ислама тюркские женщины имели те же права, что и мужчины. Лев Гумилев утверждал, что у древних тюрков «отношение к женщине было подчеркнуто почтительным, рыцарским». Насилие над женщиной каралось смертью, отвечать за обиду, причиненную жене, мужу приходилось перед всем ее родом. Что касается калыма, то он вытекал из закона традиционного мировоззрения о необходимости эквивалентного обмена. Приняв девушку, которая принесет мужу многочисленное здоровое потомство (гарант его продолжения), обязательно нужно было заплатить за материнское молоко, ее вскормившее. «Ана сути» оценивали очень высоко за его сакральный характер. Женщину в семье оберегали и ценили как сокровище.
Вот что пишет французский историк, специалист по тюрко-монгольским народам Жан-Поль Ру в книге "Тамерлан": «В Тимуровом царстве разница между тем, как жили иранские женщины и образом жизни женщин тюркских была огромной. Первые должны были терпеть все ограничения, проистекавшие из мусульманских законов и обычаев; вторые подчинялись кочевническим тюрко-монгольским традициям. Первые носили чадру, а в высшем обществе содержались в гаремах; вторые свободно занимались своим делом и не прятали ни лиц, ни причесок. В иранском обществе проституция была явлением банальным; в мире тюркском женщины были слишком свободны и уважаемы, чтобы торговать телом".
После распространения Ислама статус тюркской женщины претерпевает существенные изменения. Уже в 15 веке в единственном законодательном памятнике ханского периода «Жеты жаргы» сказано, что, женщины, «равно как и работники, слуги и рабы», не могли выступать на суде в качестве свидетелей. Мужчине, похитившему чужую жену без ее согласия, грозила смертная казнь, которая, однако, откупалась уплатой калыма. Таким образом, поменялся даже сакральный смысл обряда «калым», теперь это всего лишь выкуп за женщину. В этот период мужчина впервые позволил себе поднять руку на тюркскую женщину.
В 18-19 веке периодическое избиение жен мужьями становится вполне нормальным и даже необходимым явлением. Произведения казахских писателей 20 века изобилуют сценами семейного насилия. Хорошим «учебником» воспитания мусульманской жены можно назвать роман-эпопею «Кровь и пот» Абдижамила Нурпеисова.
В произведении своих жен колотят все мужья, от сопливого юнца до почтенного старца.
Герой книги Еламан, который не приемлет физического насилия над женщиной, считается огромной редкостью, мужчины его не понимают, а женщинам его ласковое поведение с женой кажется в диковинку. Вот одна из сцен избиения жены героем произведения Тулеу: «Ах, сучка!.. — и заплясала, засвистела жгучая камча: по спине, по лопаткам, по голове, да вот так, да этак, вдоль и поперек, да пониже, да вот тут, сбоку, половчее, слева, справа!». Причина? Жена слишком долго ходила за водой и заслужила плетки. Бьют за плохие новости, за неприготовленный вовремя ужин, за свои неудачи.
Герои рассказа «Айша» Сакена Сейфуллина бьют жен за отсутствие любви. Насилие становится привычным явлением в интимной жизни казахов. Мужчины потеряли навык ухаживания за возлюбленной, они больше не совершают подвигов, им не нужно завоевывать расположение возлюбленной, достаточно заплатить выкуп и она в твоей постели, даже если тебе семьдесят, и ты страшен, как черт. Женщины покорно сносят издевательства мужей и считают это нормой. Было бы лукавством сказать, что терпели унижения все женщины, нет, конечно. Если верить Мухтару Ауэзову, Абдижамилю Нурпеисову и другим казахским классикам, желая отомстить мужу женщины нередко шли на измену со случайными путниками. Так что возможно, разговоры о великолепной потенции казахских мужчин в 80 и 90 лет – это миф и их дети рождены неизвестно от кого?
Многие представители казахской интеллигенции в начале прошлого века активно выступали в защиту женщин. Своими главными противниками они считали представителей местного духовенства, чаще всего недалеких людей, которые поощряли семейное насилие, называя это необходимым «воспитанием» женщин. Султанмахмут Торайгыров в романе «Камар сулу» посвященному несчастной судьбе женщины гневно критикует религиозное суеверие, по его словам, прикрываясь именем Аллаха, представители религии творят страшные темные дела.
Бить казахских женщин по крайней мере открыто перестали в советское время. Уже в 30-е года прошлого столетия жена могла пожаловаться на мужа в специально созданный «Отдел по работе среди женщин при комитетах ВКП(б)». Домашнего тирана исключали из партии, увольняли с работы, и главное, его ждало всеобщее порицание. Женщина снова обрела утерянный статус. Религия отошла на задний план.
Сегодня все вернулось на круги своя. Мы снова стали ближе к религии. Женщин унижают, бьют и насилуют в собственном доме.
Раздутая идея фикс о необходимости во что бы то ни стало урвать мужа (их мало, а нас много), а затем терпеть его многие годы, чтобы быть как все, приводят к тому, что даже не самые достойные представители мужского пола считают, что для своих жен они Боги. Согласно канонам Ислама, в рай попадает лишь та женщина, которой будет при жизни доволен ее муж. Интернет кишит наспех созданными сайтами, где мусульманские психологи (!) советуют женам быть покорными и терпеливыми, даже если муж ведет себя похамски и распускает руки. В 2012 году в Канаде на прилавках книжного магазина появилась книга под названием «Подарок мусульманской паре». В ней профессор Молави Ашрафа Али Танви дает советы, как следует наказывать жен за проступки: «избивая ее руками или палкой, лишая денег, а также таскать ее за уши». Книга вызвала бурю возмущений, однако число ее скачиваний в интернете ежедневно растет.