Кто в Казахстане строит бизнес уровня американского Stripe?

I
ileru Автор
16 ноября 2021

Американская технологическая компания Stripe, разрабатывающая инновационные решения для приёма и обработки электронных платежей, известна во всем мире. В этом году инвесторы оценили ее в $95 млрд., что сделало ее самой дорогой частной компанией Кремниевой долины. Но не только американцы могут создавать успешные проекты с подобными перспективами. Ровно два года назад, алматинец Магжан Жумашев запустил на казахстанском рынке компанию ioka – уникальную экосистему онлайн платежей. В этом месяце предприниматель празднует маленький юбилей и делится подробностями запуска с Esquire.kz 

Фото: Карина Секенова, @losko.k

Магжан, на сайте ioka.kz посетителя встречает фраза: «С ioka легче строить бизнес. Мы упрощаем процесс принятия денег». И действительно, свою активность на рынке страны ioka начала всего несколько месяцев назад, а сегодня это уже один из самых перспективных стартапов в стране. Как Вы пришли к идее создания экосистемы онлайн платежей?

В сфере финтеха я работаю около 8 лет: у меня есть опыт успешного внедрения платежных технологий и инноваций в почтовой отрасли страны, которые позволяли жителям отдаленных аулов получать финансовые сервисы, а также запуска с нуля интернет-эквайринговой компании Tarlan Payments с ежемесячным оборотом более 3 млн долларов США. На Tarlan моя история с эквайрингом могла закончиться. Но я понимал, что пойду в предпринимательство и буду делать что-то свое, связанное с онлайн бизнесом. В поисках и валидации идей в США я заметил, что там активно развиваются сервисы по аренде самокатов — кикшеринг, и облачные рестораны — дарк китчен. Мне были интересны каждое из этих направлений, и я понимал, что успех и качество сервисов тесно связаны с платежными инструментами. В США уровень платежных сервисов очень развит и онлайн предприниматели могут не думать о том, как они будут принимать платежи, а концентрироваться на развитии своего бизнеса. Я понял, что прежде, чем браться за новые направления — нужно построить фундамент в качестве экосистемы онлайн платежей.

Фото: Личный архив. Machine Learning in Finance Workshop by The Data Science Institute (DSI) at Columbia University and Bloomberg, 2019, США, г. Нью-Йорк.

Сегодня одним из ваших партнеров является ChocoFamily Holding. С чего началось сотрудничество?

Я написал в мессенджере топ-менеджеру холдинга ChocoFamily Николаю Мазенцеву и описал преимущества нашего потенциального партнерства. Николая заинтересовало мое предложение. Я пришел на встречу, думая, что буду показывать проект только Николаю за чашечкой кофе с моего ноутбука, а оказалось, что меня ожидает весь топ-менеджмент и некоторые акционеры холдинга в конференц зале «Атланты». Мою презентацию остановили уже на втором слайде и начали со всех сторон задавать прямые и вполне конкретные, жесткие вопросы — сколько стоит пройти аудит согласно международному стандарту в области безопасности платежей PCI DSS самого высокого уровня и сколько это времени займет, смогу ли я получить сертификацию качественно за короткие сроки, как повысить конверсию, какая конверсия средняя по рынку, за счет чего я буду повышать конверсию, могу ли я обеспечить самый высокий уровень отказоустойчивости и доступности 99,9%, за счет чего я буду это обеспечивать, как строить систему антифрода, как проводить процедуру онбординга клиентов с учетом требований к субъектам финансового мониторинга, как это все автоматизировать и многие другие. Это было очень продуктивное обсуждение, которое помогло мне продемонстрировать свою экспертизу и осведомленность в приоритетных задачах и болях холдинга по части приема платежей, способах их решения и увидеть высокую вовлеченность, погруженность в детали, богатый практический опыт холдинга в этой сфере.

Фото: Личный архив. Подписание партнерства с ChocoFamily Holding, 2019, РК, г. Алматы.
Николай Мазенцев (слева), Магжан Жумашев (справа).

Довольны ли вы таким развитием событий?

Конечно. Получается, что я искал инвестора, а нашел стратегического партнера и сооснователя. Через две недели после не совсем обычной презентации в Choco было принято решение совместно построить экосистему онлайн платежей. Сегодня все компании ChocoFamily холдинга работают на эквайринге ioka.  Choco стал для нас первым партнером, где на разных стримах мы создали успешные use cases, повышая конверсию и сделав ощутимую экономию на комиссии за прием онлайн платежей.

Фото: Архив ChocoFamily Holding. Стратегическая сессия топ команды Choco, 2021, РК, Алматинская область.

В чем, по-вашему, заключаются основные преимущества вашего тандема с ChocoFamily?

Их великое множество. Это в первую очередь, разнообразный и богатый опыт в разных сервисах — от доставки еды до покупки авиа и жд билетов, которые находятся на высоко конкурентном рынке с большими требованиями к пользовательскому опыту, отказоустойчивости, безопасности платежей. У нас есть плодотворная среда для непрерывного развития продукта. Отдельного упоминания заслуживают амбиции выхода на зарубежные рынки. Это означает, что наш продукт соответствует международным стандартам качества. И это актуально для наших клиентов, которые будут масштабироваться за рубеж — им не нужно будет проводить дополнительные интеграции, искать партнеров в новых странах. Также бесспорным козырем является сильная техническая экспертиза в области платежей, что позволяет предлагать клиентам быстрые, гибкие и удобные кастомные решения, что уникально сегодня на рынке Казахстана. Ну и тесные отношения и коллаборации с банками-эквайерами и международными платежными системами, благодаря которым мы можем продвигать интересы торговцев перед банками в не зависимости от ее размеров и оборотов. Именно эти моменты оценили другие казахстанские компании, уже использующие наш сервис.

A screenshot of a computer

Description automatically generated with medium confidence

Ссылка на презентацию: ioka. Современная платформа онлайн-платежей для бизнеса

И все-таки, что значит ioka? Откуда “растут ноги” у не совсем обычного нейминга?

Я долго думал над названием компании. Понимал, что буду строить что-то новое в сфере финтех на нашем рынке, и поэтому хотел подобрать слово, которое будет отражать смысл и значение бизнеса, а также будет легким для восприятия и продвижения на моменте масштабирования в другие страны. В итоге было придумано новое слово, которое было составлено из двух элементов: io и ka.

Помню, что я думал над названием во время крупнейшего мирового киберспортивного турнира The International-2019 по игре DOTA 2 от Valve. Именно во время этого турнира, к удивлению многих, повысилась частота выбора и показатели побед на одном из героев — io, один из киберспортсменов выбрал этого героя 6 раз за весь турнир и каждая игра завершилась победой. io — это саппорт герой, эффективно лечащий союзников и усиливающий их боевой потенциал. Так же, как и наша компания нацелена на то, чтобы быть партнером для клиента, обеспечивая для него безопасность, скорость, качество платежей, высокий уровень сервиса, чтобы он мог сфокусироваться на своем основном бизнесе и улучшать свои сильные стороны.

Финтех подразумевает всегда управление денежными потоками, а деньги для меня в первую очередь — это форма для энергии. Так была найдена вторая часть названия компании — ka, с древнеегипетского это слово означает жизненную силу и энергию. ioka — это партнер по управлению финансовыми потоками компании.

Фото: Архив Sail Coworking. Члены команды ioka – Мухтар и Мади (слева направо), 2021, РК, г. Алматы.

В чем заключается философия и миссия компании?

Мы верим в то, что в нашем мире достаточно ресурсов для всех и при правильной структуре общества никто не будет нуждаться в базовых вещах как жилье, питание, одежда. Жизнь — не есть гонка за выживание, это акт творчества и реализации своего предназначения. В условиях сотворчества, а не в конкуренции, каждый может максимально проявить свой потенциал. Идея партнерства вшита в наше ДНК, она даже отражается в нейминге компании. Каждое наше решение мы пропускаем через сито нашей философии о партнерстве. В сотворчестве мы создадим лучший мир.

Что касается партнерства бизнесов, то оно позволит проявить максимальный потенциал каждой компании. Наша экосистема платежей объединяет разные бизнесы, которые усиливают друг друга. Поэтому мы осознанно подходим к выбору партнеров и выбираем экологичные бизнесы. Наша миссия заключается в достижении трех ЛЕГКО – легко понять, легко подключить, легко использовать. Мы делаем платежи легкими и доступными, чтобы они были ближе к каждому предпринимателю: чтобы им было легко разобраться в платежах, легко их подключить, легко работать, получая качественный и понятный сервис.

Придерживаются ли сотрудники определенных правил поведения в организации?

Безусловно. Мы разработали список правил и рекомендуем сотрудникам придерживаться их в любых ситуациях. К примеру, у нас нет незыблемых авторитетов. Полная открытость и стремление команды к высоким результатам позволяют достичь гибкости и скорости при принятии решений. Мы строим компанию с крепким фундаментом и долгосрочными перспективами. Качество и надежность приоритетны для нас во всем что мы делаем. А еще, все сотрудники придерживаются мнения, что из лимона всегда нужно стараться сделать лимонад. Сложности и проблемы, с которыми сталкивается наша индустрия вдохновляет нас на инновационные и нестандартные решения.

Фото: Архив Sail Coworking. Члены команды ioka – Мади, Айкумис, Айжан, Мухтар (слева направо), 2021, РК, г. Алматы.

Что это за люди, которые помогают вам строить бизнес?

Мы делаем упор на такие качества, как честность, уважение, доверие, результатоориентированность и открытость. Мы поощряем конструктивную критику, спокойно воспринимаем новые точки зрения, осознаем и не нарушаем свои и чужие границы, стараемся не терять время на сомнения, а также всегда четко осознавать свою роль в достижении результатов.

Магжан, хотелось бы узнать немного о вашем личном бэкграунде.  Где вы учились, чем занимаетесь помимо предпринимательской деятельности, что дает вам толчок к развитию?

Я окончил республиканскую физико-математическую школу для одаренных детей, получил степень бакалавра программного обеспечения в Алматинском университете энергетики и связи, а позже продолжил обучение в Международном университете информационных технологий по той же специальности, получив степень магистра. Свою карьеру я начал в национальных компаниях — в АО «Казахтелеком» разработчиком, после перешел в АО «Казпочта», где от позиции разработчика вырос до позиции начальника отдела по разработке программного обеспечения, руководил командой из 50 человек, успешно внедряя технологии и инновации в почтовую отрасль страны (стандартизация поставок документов в Верховный суд и Генеральную прокуратуру от пяти до 20 дней до одного дня; автоматизация сортировки; посылочный супермаркет; посылочные автоматы и др.). В 2016 году перешел в предпринимательскую деятельность. Первым проектом было создание контента электронного обучения по бережливому производству для международной транснациональной европейской компании Saint-Gobain Weber. Общий бюджет проекта составил 200 000 евро. С января 2018 года по май 2019 года я с нуля создавал успешную интернет-эквайринговую компанию Tarlan Payments с ежемесячным оборотом более 3 млн долларов США.

Во многом моему становлению как личности помогла семья: я женат и мы с супругой растим прекрасную дочь, которой исполнилось 4 года. Люблю своих девочек, они для меня – главные источники вдохновения и мотивации.

Фото: Личный архив. Магжан с супругой Анарой и дочерью Зере, 2020, РК, г. Алматы.

Есть ли у вас цель, миссия к которой вы планомерно идете?

Определенно. Я верю в зарю казахского предпринимательства. В скором времени на мировую арену выйдут новые компании-единороги из Казахстана. Их создадут молодые, талантливые предприниматели нашей страны, которые обладают уникальными характеристиками, обусловленными нашей кочевой культурой, такими как широта мышления, быстрая адаптация к изменениям и легкое отношение к сложностям.

Моя миссия – быть частью реализации этого видения. В ioka я работаю над воплощением своей миссии: мы создаем единорога из Казахстана, мы помогаем другим компаниям становиться единорогами, предоставляя платежные решения мирового уровня, мы формируем комьюнити предпринимателей нового мышления – на данный момент мы это делаем через наш YouTube канал «Бизнес-секреты по-казахски» и блог на сайте. И это только начало!

Фото: Карина Секенова, Instagram @losko.k
Ads zone