В Алматы прошла публичная премьера дебютной картины Даурена Камшибаева “Зере”. Так, показом в Abay Theatre начался первый за два пандемийных года оффлайн международный кинофестиваль студенческих фильмов “Бастау”. И картина таразского режиссера - его достойный старт. Впрочем, в расписании казахстанских кинотеатров фильма пока нет, и, как сообщил сам режиссер в беседе с Романом Райфельдом, пока идет работа над “правильной стратегией продвижения” и лента может в них появиться лишь “ближе к лету”.
Отснятая в необычных локациях необитаемого острова на озере Балхаш картина каждой своей минутой дарит зрителю визуальное наслаждение - настолько тонко в ней выставлен каждый кадр. И при этом создателям удалось не скатиться до невообразимой затянутости планов а-ля арт-хаус, специально отснятый в угоду жюри европейских кинофестивалей. Движение сюжета здесь интересует и цепляет зрителя, как и остальное. Что? Превосходны и глубокая работа главных актеров (в особенности - Ольги Ландиной, Берика Айтжанова и Мурата Бисенбина), и труды оператора Асылхана Мельдебекова и сценаристки Сабины Тусуповой, и играющие бицепсами результаты стараний художника-постановщика Джалалитдина Ибрагимова и художника по костюмам - Айнур Рыспек. Ключевую роль исполняют в картине пространство и цвет - будь то окна и стены дома главной героини, волнение/спокойствие моря, ветер, гроза и небо, выращенные у дома цветы, загубленное мандариновое дерево или портрет юной красавицы в доме главного “антигероя”.
Только спустя какое-то время ты понимаешь, что по сути “Зере” - история казахской бесприданницы. Но здесь нет шлягерных романсов как в “Жестоком романсе” Э.Рязанова, историю тут поддерживает совсем иная музыка и замечательно, что без перетягивания одеяла на себя. Она звучит в фильме подчеркнуто минималистично, изящно, подобно киноработам ведущих композиторов современности Энрико Эйнауди и Николаса Бриттела. Но не они, а казахстанская студентка престижного музыкального колледжа Беркли Дана Зулпыхарова, известная как Dana Tunes, написала ее.
Так как картина эта - кинематограф уровня “топ” с бесподобной и крайне редкой для казахского кино фактурой, то вполне естественно, что в процессе просмотра многие из киноманов вспомнят режиссеров без изъяна великого прошлого и настоящего: итальянцев (Ф.Феллини), русских (А.Звягинцев), австралийцев (Б.Лурман), чьи фильмографии уже принадлежат человечеству. Если первый здесь незримо присутствует со своей классикой “Жизнь прекрасна” и “8 1/2”, второй - с ”Изгнанием”, то третий - с “Ромео + Джульетта” (пересмотрите все сцены двух влюбленных в “Зере”, и скажите, что это не так). Впервые за многие годы в казахском кинематографе состоялось Явление. И верится, что оно далеко не последнее в фильмографии Даурена Камшибаева.