«Каждый режиссер мечтает однажды снять свой "атлантический" фильм». Эмир Байгазин об "Оскаре", религии и насмотренности


Новую картину "Жизнь" режиссера Эмира Байгазина предложили выдвинуть на премию американской киноакадемии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Картина во многих аспектах получилась эпичной хотя бы потому, что съемочный процесс начался осенью 2019-го и длился три года. Каково это было – снимать в пандемию? Почему сам режиссер не ожидал такого ошеломляющего эффекта? И как сам режиссер относится к религии, которая занимает особенное место в его творчестве? Об этом с ним поговорил исследователь поп-культуры и поколений Казахстана Данияр Косназаров.

В "Реке" я заметил нотки луддизма, особенно врезались в память кадры с городским мальчиком на гироскутере, который вечно сидел в своем планшете, но в "Жизни" открытым текстом критикуются гаджеты и соцсети. Противное жужжание дрона очень хорошо показывает ваше отношение к технологиям. По вашему минимальному присутствию в Instagram и Facebook можно сразу понять вашу позицию. Но не селективен ли ваш подход? На какую камеру вы снимаете свое кино и не пользуется ли ваша команда программным обеспечением для монтажа или покраски?

Разумеется селективен. Сегодня в целом вопрос выбора информации стоит очень остро. Даже в Инстаграме можно сидеть «по делу». Что касается программного обеспечения, в сравнении с тем, что мы имели 10 лет назад есть существенный прорыв. Опять же рождающий большой поток фильмов, часть из которых мы смотрим или нет. Можно долго разворачивать эту тему, но каждый сам решает для себя, насколько его коммуникация с миром улучшилась благодаря соцсетям или средствам связи.

Если проследить эволюцию вашего творчества от "Уроков гармонии" до пятой по счету картины "Жизнь", очевиден ваш поиск универсального языка, который поняли бы все. Но при просмотре вашей последней работы возникло впечатление, что вы поместили в одну картину очень много разных фундаментальных тем, от чего у меня в какой-то момент закружилась голова. Такого ли эффекта вы добивались? От нашей жизни порой реально кружится голова.

Я сознательно шел на это. Каждый режиссер мечтает однажды снять свой "атлантический" фильм и испытать на себе все реакции, впечатления который он произведет на зрителей. Огромное удовольствие получать самые разные отзывы. Я рад, что в отличие от моих других картин, это кино понимает больше людей. Возможно, во всей калейдоскопичности фильма зритель нашел что-то из своей жизни.

https://youtu.be/ClxVbgYnmxE

В "Жизни" задействованы гораздо больше актеров, чем в ваших предыдущих картинах. И гораздо больше локаций Алматы. Такое чувство, будто вы не снимали в период пандемии.

Не только персонажей больше, но и продолжительность фильма. Считаю, что художник должен рисковать. Это возбуждает меня и оставляет желание дальше заниматься этим делом. Уже в самом акте творчества есть доля риска: кто-то молчит, а ты не боишься и говоришь, затем отдаешь это на восхищение или суд другим людям.  Если есть желание сделать "симфоническое" кино, делай его без ложной скромности.

Как вообще повлияла пандемия на сценарий и смысловую нагрузку картины?

Пандемия прерывала процесс сьемки, приходилась часто менять локации или вновь договариваться с актерами.

Во время январских событий были ли вы в Казахстане, и как они повлияли на съемочный процесс, если к тому моменту вы не закончили снимать?

В это время мы работали над звуком фильма, который занял, кажется, семь месяцев, если не больше. В перерывах занимался цифровой живописью – мое хобби после музыки и фотографии, которое преследует меня много лет.

Недавно прокатилась новость, что "Жизнь" выдвинули от Казахстана к участию в "Оскаре". Как вы думаете, почему именно этот фильм был направлен представлять нашу страну?

Для меня это было приятной неожиданностью. Я просто отправил ссылку, ни на что не надеясь. В эти дни я был очень утомлен и загружен работой в компании, что не вылетел даже на кинофестиваль в Торонто.

Смотрите ли вообще работы других режиссеров? Если да, то чьи работы запомнились за последний год? Нужно ли мастерам поддерживать и подпитывать пресловутую "насмотренность"?

При моем продакшне у меня есть ученики. Мы постоянно что-то смотрели из мирового или казахстанского кино, даже какие-то сериалы, сделанные молодыми режиссерами. Какие-то части «Шекер» мне понравились. Чувствовалось, что режиссер знает эту тему. Что касается того, надо ли много смотреть – да, но и читать надо не меньше. В целом, даже если ты один, важно выстроить программу.

25 октября на Токийском кинофестивале TIFF прошла азиатская премьера фильма. Вы не в первый раз были там, но что, по вашему мнению, поменялось во вкусах и акцентах жюри и зрителей? Замечаете ли какой-то крен в ту или иную сторону в целом в индустрии «фестивального кино»?

Это, наверное, больше вопрос к отборщикам. Я уже давно сосредоточен на творческих вопросах, своем развитии и любопытстве. Если мое кино нравится отборщику – я рад, если не нравится, значит понравится другому фестивалю. Мною движут художественные вопросы, в которых я хочу разобраться, вдохновение и талантливые, красивые люди, с которыми я работаю.

Не могу не спросить про религию. Главный герой "Жизни" открывает для себя и приходит в христианство. У вас и ранее были некоторые отсылки и референсы из христианской культуры, но в этой картине вы как будто открыто провозглашаете о своем выборе. Скажите пожалуйста, вы, как и главный герой, тоже приняли христианство?

Там есть еще психопрактики с философией буддизма. Но герой нигде не находит решения своих проблем. Наверное, и я также. Мне интересно изучать ту или иную религию, но погружаясь глубоко, я чувствую, что это начинает блокировать мою творческую энергию или остроту восприятия, дающую понимание дуальности или многогранности мира. Наверное, я недостаточно глубоко погружаюсь в эти духовные тексты. Поскольку считаю, что на этом все равно ничего не закончится. По сей день искусство было моей религией. Сколько это будет продолжаться – вопрос.

В течение четырех лет от "Реки" до "Жизни" как поменялось ваше восприятие религий в целом? Концепция «обретения настоящей свободы и счастья после того, как ты все потерял», как в жизни главного героя, может ли говорить о том, что вы глубоко верующий человек?

В первую очередь я верю в то, что человек должен найти ответы на свои вопросы. Так или иначе они есть или должны быть у человека. И жизнь прекрасна, пока ты получаешь их, поскольку у тебя есть цель познания. А без цели, как сказал Федор Михайлович, жизнь задыхается. Я не верю в то, что ты придешь к какой-то религии или женишься, и трудности тебя покинут. И то, и другое заставит тебя много работать над собой.

Вы пробовали себя в других направлениях. Я помню тот медитативный клип у берега реки, который вы сняли для Aigul. Продолжите ли экспериментировать с форматами и медиумами? Не пришло ли время запустить авторскую киношколу?

У нашей команды давно зреет это идея, все ждут меня, когда я освобожусь. Если что-то открывать, то хотелось бы это делать качественно, продумать программу. Сегодня, мне кажется, к каждому человеку должен быть подход индивидуальный. Поскольку все хотят скорости в росте и реализации своих проектов. Думаю, будет разработано несколько направлений и форматов обучения. С теми возможностями, которые дает сегодня интернет и доступное программное обеспечение при желании можно уже через полгода снять свой первый короткометражный фильм. Образование, по сути, никогда не заканчивается, но какие-то базовые знания можно получить и опробовать гораздо быстрее, чем раньше. В первую очередь, важно научить не снимать, а талантливо смотреть фильмы: считывать смыслы и решения режиссеров.

Считаете ли вы, что сказали все, что хотели через картину «Жизнь», чтобы вновь взять перерыв до новых высказываний? Что бы вы хотели снять после этого?

Я разработал большое количество проектов, пока работал над "Жизнью". Что-то совместно с другими сценаристами. Позже расскажу, кто эти люди и что за проекты. Я не тороплюсь с этими историями. Надо вооружиться голодом. Сейчас я хотел бы привести к какому-то завершению свои работы в других сферах. Я работал над ними урывками, сейчас, надеюсь, будет время заниматься этим полноценно. Также делиться всеми лайфхаками из творческого и производственного опыта с будущими режиссерами. Кому интересно, могут смело писать нам в Инстаграм. Пока одни отдыхают, другие должны снимать и покорять мир. Я не мало времени посвятил кино, пришло время скомпрессировать все знания и передать их. Начиная с того, как верно презентовать свой проект на питчинге. Или обозначить грань, где заканчивается сценарий и начинается режиссура. Многие это примерно чувствуют, но этого недостаточно. Чем раньше ты прояснишь это, тем быстрее придешь к своему стилю.


Беседовал Данияр Косназаров

Фото: Мадияр Назаров

Цифровая живопись: Эмир Байгазин

Ads zone