В широкий прокат вышла новая работа Ерлана Нурмухамбета, повествующая о жизни знаменитого казахстанского геолога Каныша Сатпаева. Картина умело переплетает личную борьбу Каныша (Асет Есжан) против советского режима и наступающий на страну голодомор. Как авторы смогли показать столь тяжелые темы в своем фильме, рассказываем в обзоре от Esquire Kazakhstan.
Понимая насколько жизнь Сатпаева была многогранна и событийна, сценаристы и режиссер «Каныша» решили сфокусироваться на периоде с 1926 по 1932 годы. Именно в это время ученый обнаружил скопление медных руд в Жезказгане, после чего он пытался добиться финансирования от СССР для дальнейших исследований местности. Однако советская власть, собирательным образом которой в картине стал чиновник Иван Ягодкин (Максим Горбанев), напрочь отказывалась вливать дополнительные средства в регион. В данном противостоянии фильм показывает стойкий дух Сатпаева, готового ломиться в кабинеты всё более высоких чинов, чтобы отстоять своё мнение и улучшить жизнь в стране. Так, помимо выделения станков, главный герой пытается добиться постройки водохранилища и железной дороги для нужд местных жителей.
«Каныш» — это не просто картина об известном академике, но и рефлексия на тему отношений Казахстана и России в конце 1920-х годов, запомнившихся массовым отбором скота у кочующего населения и началом голодомора в стране. Влияние данных событий на Сатпаева и его окружение ощущается с самого начала фильма, но доходит до своего предела ближе к концу, когда главный герой должен спасти незнакомых детей от голодной смерти. Сцена вывоза этих детей на грузовике из деревни красивейшим, но в то же время весьма трагическим образом рифмуется с эпизодом потери Канышем собственного сына в середине фильма. Не имея возможности помочь ребенку тогда, Сатпаев принимает все усилия, чтобы уберечь будущее поколение казахстанцев. Важность такого героического поступка подчёркивается в финальных титрах, где зрителю рассказывают о дальнейших судьбах выживших детей.
Фокус на голодоморе в биографическом фильме об ученом стал неожиданностью для зрителя. Однако именно сегодня как никогда ощущается запрос казахстанского общества на такие работы. В этот момент вспоминается недавно вышедшая картина «Каш» режиссера Айсултана Сеитова, также рассказывающая об этом периоде. Во время просмотра «Каныша» исхудавшие и едва подвижные тела людей оставят мало кого равнодушными. Следующие за ними документальные кадры того времени и вовсе заставят зрителей ужаснуться. Финальной точкой в этом рассказе о голодоморе становится приведенная статистика, напоминающая о количестве смертей в «голощёкинские» годы. В этот момент реальность 1930-х годов соединяется с миром художественного фильма, а также с настоящим, в котором мы живём.
В конце хотелось бы сказать, что картина о Каныше Сатпаеве далеко не идеальна, но придираться, а уж тем более ругать ее не хочется. «Каныш» говорит со зрителям о национальных травмах, которые нам, как обществу, следует обсудить и проработать. Недавние «Дос-Мукасан», «Каш» и теперь «Каныш» делают первые важные шаги в эту сторону. И пусть они не идеальны, однако именно такие фильмы послужат выстраиванию нового казахстанского кинематографа.
Текст: Oraz Kereibayev