В современном мире цифровизация затрагивает все сферы жизни человека, в том числе и религию. Один из показателей – появление таких приложений, как “Халяльные знакомства” или “Цифровая Библия”. Помогает ли это верующим ?
Адаптация традиционных религиозных практик к цифровой среде и влияние цифровой культуры на жизнь и деятельность религиозных групп ныне обозначается отдельным понятием – Digital religion.
Для большинства активных пользователей смартфонов практика делегирования отслеживания жизненных циклов на приложение – привычная норма. Трекеры следят за качеством сна, напоминают, когда нужно сделать зарядку, а для верующих могут стать помощником во время поста. К примеру, выполнять функцию контроля приема пища для мусульманина во время Рамадана. Православные, готовясь к исповеди, могут фиксировать свои не слишком благовидные поступки в электронном дневнике. Такие приложения благоприятно влияют на формирование привычек, корректировку поведения и самоанализ.
Помимо этого, религиозные приложения часто выступают в роли помощников в изучении священных писаний. Среди представленных на рынке можно выделить основные категории: для молитвы и изучения священных писаний, ритуальные – содержащие руководство по выполнению признанных религиозных практик, содержащие аудио- и фотоконтент – приложения с религиозными песнями или позволяющие поставить церковные колокола на будильник. Есть даже религиозные игры и имитация музыкальных инструментов. Одной из крупных категорий являются социальные медиа для общения верующих.
“Коран – древняя книга, поэтому на эту тему в ней практически ничего не сказано, однако если брать во внимание мнение ученых, то считается, что все, что ведет к распространению религии и совершению добрых и запрету плохих дел – допустимо. Духовное управление мусульман Казахстана призывает верующих жить в ногу со временем, использовать современные технологии, самое главное – намерения должны быть правильные”, – пояснил Нурлан Каирбеков, доцент кафедры религиоведения, доктор PHD Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева.
В апреле нынешнего года на казахстанском рынке появился стартап Hitba – приложение для халяльных знакомств, основной фишкой которого стало присутствие в чате третьего лица со стороны девушки, отца, брата или благоразумной и надежной женщины. Таким образом проект соблюдает напутствия Пророка: “Пусть мужчина не остается наедине с посторонней женщиной в замкнутом пространстве, иначе третьим будет шайтан”.
Среди обладателей смартфонов наиболее распространенными платформами являются IOS и Android, в официальных магазинах которых представлены десятки тысяч религиозных приложений по всему миру. У некоторых верующих такая доступность вызывает негодование на фоне потери сакрального статуса у священных писаний, которые становятся частью очередного контента, отображаемого на дисплее. Но так ли важно тактильное взаимодействие во время чтения?
“Церковь одна из первых разрабатывала электронные приложения, Библию для телефона, и оцифровывала библиотеки духовных школ. Нет никакой разницы, в электронном или бумажном виде читает человек”, – развенчивает миф протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела по связям с общественностью Православной церкви Казахстана.
По аналогу своего печатного варианта (Библия считается самой продаваемой книгой в мире), электронный вариант писания занимает первые строки в мире по скачиванию.
Также помогает “удаленный доступ”, если верующий по каким-либо причинам не можете самостоятельно посетить храм. К примеру, Покровский женский монастырь в Уральске предлагает опцию электронного варианта заказа Неусыпаемой псалтирь о здравии и о упокоении.
Еще один пример – в преддверии Курбан айта мусульмане имеют возможность заказать и оплатить жертвоприношение онлайн. При этом жертвующему предоставят отчеты о правильности совершения обряда и последующей раздаче мяса нуждающимся.
В общем, представители религиозных течений не только не запрещают, а, наоборот поощряют использование современных технологий в изучении и применении канонов в жизни верующих. Главный постулат остается неизменным – все должно быть во благо.