«Фабельманы» Спилберга: терапия за 40 миллионов или последний вздох?


Роман Райфельд рассказывает еще об одном заслуживающем просмотра и претендующем сразу на множество кинонаград автобиографичном фильме. Его срежиссировал Стивен Спилберг, ни одна работа которого за последние полвека не прошла незамеченной... как и эта кинолента.

О чем фильм

Стивен Спилберг созрел до создания фильмов о собственном взрослении. Созрел и написал вместе с писателем Тони Кушнером сценарий. Это их четвертый совместный фильм. Каждый при этом сидел у себя дома, в Америке шел суровый (не как у нас) локдаун 2020 года. В сценарий вошло многое из жизни Спилберга - по признанию членов съёмочной группы, почти 100% правда. Некоторые детали в картине из тех, что ускользнули даже от биографов американского режиссера. Сам он, впрочем, уже 20 лет не писал сценарии. Но здесь это того стоило.

Фильм вышел зачётный, замечательный. Тут я соглашусь с Бараком Обамой, включившим его в свой личный список лучших 2022 года. Лента с ностальгическим флером отдаленно напоминает «Дни радио» Вуди Аллена 1987 года. Та же середина XX века и еврейская семья. С той лишь разницей, что в «Днях...» все крутилось вокруг модного тогда медиума - радио было всем. Здесь же повествование погружает вас в глубины моря сентиментов и то, что в сердце синопсиса кинематограф, не суть. Картину смело можно расценивать и как терапевтический акт - в ней Спилберг окончательно примиряется со всем выпавшем на его век, с чем ему доселе примириться не удавалось. К примеру, он долгие годы несправедливо винил в развале их семьи отца. Недаром The Guardian сравнила эту работу режиссера с «Ирландцем» Скорсезе, назвав ее «великим вздохом на закате карьеры». Иные издания, впрочем, критикуют «Фабельманов» за раздутый бюджет. И это правда: потратив на производство 40 миллионов долларов, фильм едва вернул прокатом 27 миллионов.

Как стать Спилбергом

Следующая за «Вестсайдской историей» картина мастера о том, как случайно может перевернуть всю жизнь человека впервые увиденный им в детстве кинофильм - тоже правда из жизни Спилберга. Так Сэмми Фабельман увидел крушение поезда в ленте «Величайшее шоу мира» (1952) и раз и навсегда... стал режиссером. Любителем поначалу. Его кинопортфолио начиналось с катастрофы с участием автомобиля и состава игрушечной железной дороги. Поздее его школьные съёмки стали поражать масштабностью, являясь чем-то средним между приключениями Индианы Джонса и домашним видео.

Я сам когда-то пытался снять фильм с простеньким криминальным сюжетом, тройкой актеров и минимумом реквизита на домашнюю 16-миллиметровую кинокамеру. Немой DIY-картине «Отель «Хрюндик» не довелось стать блокбастером, но на семейных просмотрах она имела успех - было весело. А вот у Сэмми Фабельмана даже в детских фильмах все было пусть утрированно, но по-настоящему: масса актеров, грим, костюмы, спецэффекты, даже тележка для кинокамеры. Первые зрители его кинолент - снимавшиеся в них школьные товарищи и родственники - радовались и плакали, печалясь за героев, будто сидели в кинотеатре на премьере новейшего фильма. Режиссер признался, что в «Фабельманах» воссоздал копии своих подростковых киноработ. Фильм по большому счёту бросает необычный взгляд на то, как стать Спилбергом.

Актеры, что сделали фильм

Помещенное в послевоенные 50-е действие в рамках одной семьи рассказывает о времени, главном герое, его взрослении и отношениях внутри его семьи. Будут и скаутский лагерь, и выпускной в школе, и развод родителей, и любимый «дядюшка» - укротитель львов, и антисемитизм в школе, и, разумеется, сами фильмы юного режиссера Фабельмана... Но это не самое интересное в сюжете. Любопытнее увидеть, как кинематограф помогает открыть глаза на некий семейный секрет его участникам и свидетелям. То, что подросток не может или не осмеливается высказать старшим в слове, он выражает в кадре с не меньшей, даже большей эмоциональностью, мощью. Родителей Сэма (Гэбриэл ЛаБелль) сыграли Мишель Уильямс и Пол Дано. Это трио лицедеев, по сути, и сделало (помимо истории и режиссера) фильм, у которого 5 номинаций на «Золотой глобус». Среди знаменитостей в касте Сет Роган (тот самый «дядюшка» протагониста) и Дэвид Линч. Маститый режиссер сыграл здесь своего легендарного коллегу и обладателя «Оскара» Джона Форда («Гроздья гнева»). Линча уговаривали почти месяц.

Еще одна планка

По традиции номинанты на «Золотой глобус» плавно перекочевывают и в списки на «Оскар». Не скажу, что музыка к картине поразила меня лично, лишь отмечу что «Фабельманы» - 29-я лента Спилберга, саундтрек к которой написал Джон Уильямс. И да - музыка также номинируется на «Глобус». Единственное: говорить по-русски и петь «Калинку» американским актерам по-прежнему не стоит:) Но, возможно, это то немногое, что можно простить Спилбергу, человеку, который был готов бросить кинематограф после просмотра классического эпоса Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» (1962). Настолько высоко была поднята тогда планка искусства для 16-летнего подростка. Что ж, он эту планку однозначно взял.

Ads zone