О том, как обманчивы высокие рейтинги и победы на олимпиадах, размышляет доктор математических наук Валентин Ли.
Математика – царица наук, а у казахстанских школьников высокие международные рейтинги, они побеждают на олимпиадах, опережая сверстников из развитых стран. Ведет ли такое логическое построение к выводу о том, что царствует вся наша математическая школа?
Я задаюсь этим вопросом с тех пор, как впервые зазвучали победные олимпийские марши, появились верхние строчки в рейтингах, в том числе в TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study), удивившие британскую прессу. Ведь их школьники 11-14 лет уступают не только школьникам из Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи, Японии, но и – Казахстана.
Я преподаю в университете высшую математику, каждый день встречаюсь со вчерашними учениками общеобразовательных и спецшкол и, надо признаться, был удивлен не меньше английских журналистов. Олимпийские показатели по праву должны радовать и вызывать гордость – но только если они коррелируют со "средней температурой по больнице", знаниями учеников.
В рейтинге TIMSS оцениваются знания учащихся по предметам точных наук – математике и естественным. В первую десятку государств, чьи четвероклассники лучше всех сдали тест по математике, вошли: Гонконг (607 баллов), Сингапур (599), Тайвань (576), Япония (568), Казахстан (549), Россия (544), Англия (541). Тестирование по естественно-научным дисциплинам лучше всех прошли школьники Сингапура (587). Казахстан оказался на 11-м месте (533).
Прекрасные результаты, которые далеко расходятся со статистикой ЕНТ. Качество знаний казахстанских выпускников по естественно-научным дисциплинам в отличие от международных рейтингов снижалось в течение трех последних лет. В 2014 году порог в 50 баллов не преодолели 23.1% выпускников, причем проблемным местом стала математика – 79% из не прошедших тест набрали меньше всего баллов именно по этому предмету.
Тогда откуда, из каких школ берутся маленькие гении, укладывающие на лопатки британских школьников?
Моя внучка не так давно закончила многопрофильную гимназию с неплохим рейтингом в центре «золотого квадрата» Алматы. Количество учеников – примерно полторы тысячи человек, из которых тысяча – ученики старшей и средней школы. На эту тысячу приходится один учитель физики, один учитель информатики, один учитель химии и четыре преподавателя математики. С девятого класса идет разделение на гуманитариев и технарей – важнейший момент профессиональной ориентации. Гуманитариям вменяется больше часов языков и истории, в то время как вторые грызут гранит естественных наук не менее четырех раз в неделю. В одиннадцатом классе гуманитарные классы получают ударную дозу истории Казахстана и родного языка, четыре часа математики в неделю и ни одного часа физики, информатики или химии (в девятом и десятом они довольствуются одним часом в неделю). Технарям же достается шесть часов математики и – опять-таки несчетное количество часов истории и языков – обязательных предметов ЕНТ. Таким образом, математика остается неким привычным злом, которое надо преодолеть малой кровью.
Что касается естественных наук, то начиная с девятого класса школьный курс усложняется, восприятие материала затрудняется и сознание ребенка выдает готовый ответ: не мое! Сделать же акцент на особо трудных разделах в среднестатистической школе, где ребенок и так загружен семи-, восьмичасовым учебным планом, невозможно.
Именно поэтому данные международных рейтингов не коррелируют с реальной ситуацией: вундеркиндов-математиков, физиков и химиков, чьи результаты даны в таблицах, воспитывают в тепличных условиях начальной школы. В начальных классах они получают необходимую дозу материала, прекрасно понимая, что нужно уметь считать. Никаких абстракций, которыми грешит старшая школа, заставляя детей проклинать все эти логарифмы и тригонометрические уравнения и сомневаться в их пользе для реальной жизни. Между тем, сегодня, как никогда прежде, легко объяснять практическое применение математических вычислений – стандартные машинные механизмы, движение денежных средств, основы кодирования и алгоритмизации, даже причины элементарных природных явлений – все это невозможно понять без математики. И знаний «олимпийских чемпионов» для страны тут слишком мало.
Я считаю все это важным, потому что заметил тенденцию даже среди хороших преподавателей ориентироваться на олимпиады и рейтинги. Не знания, а победы, которые приносят два-три ученика, в то время как тысячи их одноклассников не способны решить элементарные уравнения. Школа пошла путем профессионального спорта: способных детей тренируют, как боксеров, натаскивая по специальным олимпийским пособиям. Аналитическое мышление признается как нечто обусловленное генетикой, следовательно, тратить на него лишние часы школьной программы нерационально. Но аналитический склад ума – это навык, такой же как хороший слух или безупречный вокал. Достигнуть его действительно можно лишь путем долгих тренировок, но тренировка-учеба должна быть массовой, а не точечно избранной.
А когда учитель, как тренер боксеров, натаскивает на олимпийскую победу отдельных более "мускулистых" учеников, это тешит самолюбие, приносит имиджевые очки, но никак не отражается на знаниях и никогда не приводит к рождению научных школ или идей-стартапов. Так же как в профессиональном спорте, гимном и сиюминутными поздравлениями дело и ограничивается.
При участии Катерины Милославской