Профессиональный кадровик и наш колумнист Салтанат Абильтаева разоблачает презентаторов и коммуникаторов. Не быть, а слыть – их главное кредо.
Был в моей практике случай. Искала я директора для одной компании. Зарплату предлагали не большую, учитывая объем работы и ответственность – около 500 000 тенге. Поэтому поиск шел не так споро и скоро, как хотелось бы. И вот однажды на интервью пришел кандидат, о котором мечтает каждый кадровик: умница, красавец, отличный английский, в активе весовые иностранные компании. Речь льется как по маслу, голос хорошо поставлен. Компания оторвала бы его с руками и ногами, но предложенных денег ему было мало. Мы к отказам привыкшие, нет так нет. Но я держала в голове и своей базе данных такого завидного кандидата.
А через несколько месяцев я поехала на очередную встречу с потенциальным клиентом, которому требовался менеджер по развитию бизнеса. Руководитель компании детально объяснил, кто им нужен, а в конце посетовал на то, что был у них человек, которого сначала приняли на ура, но через три месяца с треском уволили, за неэффективность. Не знаю, что побудило меня спросить имя этого человека, с подобающими извинениями, мол, конечно, если это удобно.
Ну да, это был мой старый знакомец, тот самый завидный «жених». Город у нас небольшой, а рекрутеру, так в ресторан нельзя сходить, чтобы не встретить там какого-нибудь кандидата. Выяснилось, что парень произвел неизгладимое впечатление на всех в этой уважаемой компании с миллионными оборотами, включая заграничный топ-менеджмент; ему были предложены особые условия, с учетом листа ожиданий многообещающего сотрудника. Который потом три месяца перекладывал ручку с одного края стола на другой.
Этот случай не стоил бы упоминания, мало ли что происходит в нашей жизни, если бы такие милые парни не становились в каком-то смысле типичными. Их много, на профессиональном жаргоне их называют презентаторами или коммуникаторами. Они умеют блестяще подать себя, пустить пыль в глаза, у них прекрасно «подвешен язык», большие социальные связи, они обаятельны, раскованы и весьма популярны в своей среде. И все это прекрасно, одна беда – за привлекательным фасадом нет содержания. Поверхностный глянец и – ноль дела, навыков, труда, профессионализма. Самое удивительное, что на внешний блеск покупаются даже умные, руководители и опытные hr-специалисты. Ведь единственное, в чем презентаторы не превзойдены – умении проходить интервью. Попробуй отличи дуера от презентатора, если первый часто застенчив, угрюм и неразговорчив, а последний съел слона в своем искусстве. Как признался мне один из эйчаров клиентской компании, именно из-за таких профессиональных пускателей пыли в глаза, они ввели в обязательную практику три этапа в отборе персонала: тесты, затем интервью с линейным менеджером, в финале – ассессмент-центр. Большинство, восемьдесят процентов кандидатов, первые два этапа легко проходят, но срезаются на третьем. Это говорит о том, как много на нашем рынке труда презентаторов и коммуникаторов, и как мало дуеров. Тех, кто to do, дело делает.