Из-за поломки теплообменника на Шымкентском НПЗ основное производство бензина Аи-95 легло на Атырауский НПЗ и Павлодарский НХЗ. Атырауский НПЗ в скором времени встанет на капремонт, а российский бензин марки Аи-95 будут продавать с особой пометкой и по цене выше нынешней.
«АНПЗ встанет на капитальный ремонт в сентябре-октябре. Из-за этого сейчас ТОО PETROSUN будет импортировать бензин марки Аи-95. Вероятнее всего, ценник будет отличаться. Возможно, будут указывать Аи-95 – R, потому что эту марку не регулируют. Она обходится дорого», – рассказал Orda.kz директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов.
Из-за сложностей в логистике около 30–40% емкостей с Аи-95 находятся в пути. Возможно, именно по этой причине южные регионы уже почувствовали нехватку бензина этой марки. В свою очередь, на Шымкентском НПЗ произвели всего 5 тысяч тонн этого бензина.
«На Шымкентском НПЗ нашли у себя старые б/у теплообменники. Сейчас их пытаются запустить и наладить производство. Будут доводить до стандарта Аи-95 за счет присадок. Но это в любом случае 100%-ные ограничения по объемам производства», – пояснил Жумагулов.
Как отмечает издание, новый теплообменник вместо сломанного Т-25 ожидается только в следующем году. Его создание займёт около восьми месяцев. О необходимости замены детали было известно ещё в прошлом году, но по каким-то причинам эту статью расходов не заложили в бюджет. Менять не захотели и во время планово-предупредительного ремонта, который завершился 7 апреля. Однако в актах подрядчики указали, что теплообменник не выдержит долго. В итоге 15 июня теплообменник вышел из строя. Его ремонт не дал положительных результатов, деталь продолжала ломаться.
Заместитель председателя правления «КазМунайГаз» Дмитрий Макеев сообщил, что запасов бензина А-95 Казахстану хватит на 23 дня. Всего в стране аккумулировано около 85 тысяч тонн топлива этой марки.
Напоминаем, Аи-95 – это нерегулируемый вид топлива, и заправщики имеют право повышать цены. Министерство энергетики в этой ситуации может только «давать рекомендации собственникам продукта и предприятиям, которые владеют АЗС».