7-8 декабря в Алматы прошла крупнейшая в Европе образовательная конференция EdCrunch Glocal, посвященная новым технологиям в образовании. Более 300 спикеров из 25 стран поделились передовым опытом в области педагогики, обсудили вопросы будущего сферы образования и влияния новых технологий, достижений науки в области обучения.
В этом году конференция EdCrunch Glocal охватила все уровни образования — дошкольный, школьный, высший, корпоративный, — а также направление для EdTech-стартапов.
На конференции в формате офлайн в Rixos Almaty приняли участие более 1000 человек и свыше 20 000 подключились онлайн. Среди них такие спикеры, как режиссер-сценарист, технологический предприниматель, основатель кинокомпании Bazelevs Тимур Бекмамбетов, теле- и радиоведущая Тутта Ларсен, пионер в области проектирования образовательного опыта (LXD) Нилс Флор, глава департамента международного развития, спортивного наследия и инноваций Международного центра спортивной безопасности (ICSS) Бахруз Балаев, руководитель и основатель каскадерской группы NOMAD STUNTS Жайдарбек Кунгужинов, президент благотворительного фонда «Саби» Асель Тасмагамбетова, акционер и председатель совета директоров Lancaster Group Берик Каниев, председатель попечительского совета ОФ «Altyn Qyran Foundation» Исламбек Салжанов и многие другие.
Обращаясь к участникам конференции, Аким города Алматы Бакытжан Сагинтаев отметил, что поиск правильных ответов на вызовы времени и формирование нового образовательного опыта являются вопросами стратегической важности. «На повестке дня — вопросы развития качества образования и его соответствия ожиданиям рынка и общества. С целью решения этих задач мы реализуем новую стратегию "Алматы 2050", которая направлена на создание человекоцентричного города, открытого для всех, места для растущего казахстанского таланта, туризма и инноваций», — отметил Бактыжан Сагинтаев. Он подчеркнул, что главным условием амбициозных планов является развитие человеческого капитала: «Это — люди, обладающие интеллектом, которые составляют ядро креативного класса. Важно отметить, что именно с прошлого года в городе были запущены программы развития, направленные на "оздоровление" системы образования в постковидный период и ее дальнейшее развитие до уровня мирового класса».
В своем приветственном слове Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов сказал: «Неоспоримо — сегодня технологии определяют нашу жизнь. Именно поэтому развитие сектора образовательных технологий или, как его называют во всем мире, EdTech, очень важно для Казахстана. По мнению экспертов, в ближайшем будущем рынок EdTech вырастет в разы с нынешних 227 млрд долларов США. Нам пришлось переосмыслить многие вещи в последние 2 года. Образовательные платформы, онлайн-уроки в Zoom, Teams — все это быстро вошло в практику каждого казахстанского преподавателя. Увеличился контент на казахском языке – как самостоятельно разработанный местными EdTech компаниями, так и адаптированный лучший международный контент. Имея невысокий уровень цифровых навыков, мы все же смогли быстро перестроиться в сложных условиях и продолжаем это делать. Мы выходим из онлайн и возвращаемся в офлайн, где-то в смешанный формат. Очевидно одно — мы уже не вернемся в ту привычную систему образования, которая была до пандемии».
В блоке дошкольного образования рассматривались такие темы:
- базовые принципы воспитания детей дошкольного возраста в эпоху гаджетов,
- передовые методики раннего развития для дошкольников,
- управление цифровыми технологиями и превращение гаджетов в акселератор детских способностей и многие другие.
В ходе дискуссии «Играть нельзя учиться: как учить детей эффективно и нескучно?» спикеры обсудили методы максимального вовлечения детей в процесс обучения, поделились своим опытом применения игровых технологий. «Математика воспринимается как что-то серьезное. А это игра. Увидеть закономерности — вот настоящая математика. При помощи ножниц можно исследовать симметрию, красоту повторов. Очень часто математику дети не любят, потому что это непонятное и неинтересное им. Математика должна быть экспериментальной»,— отметила педагог и методист Института дополнительного образования МФЮА Евгения Кац.
Об эффективности коротких упражнений во время занятий рассказал автор методик zoom-педагогики и скорочтения, основатель Семейной школы Kids Hub и владелец школы английского MOVA Анатолий Засоба. «В онлайн-образовании главный враг — невежество. Наш мозг превращается в диванный, атрофируется. Возьмите за правило делать активности во время урока по 5 минут. До 5 минут детям интересно, потом надо менять задание. Короткие упражнения позволяют задействовать разные участки мозга».
Блок школьного образования состоял из таких тем:
- революционные форматы школьного образования в постковидную эпоху;
- сложную историю взаимоотношений школьников и учителей, детей и взрослых,
- как учителям бороться с выгоранием и состоянием апатии,
- образовательное проектирование,
- офлайн- и онлайн-образование,
- сможем ли мы когда-то довериться машинам и отдать обучение наших детей в их железные руки,
- как собрать и развивать команду педагогов,
- бизнес-подход в современных школах и сообществах
- создание продуктивной среды обучения и многие другие
На панельной дискуссии «Школа будущего VS школа в будущем: чему и как обучать школьников в век прорывных технологий» директор АНОО «Областная гимназия им. Е. М. Примакова» Майя Майсурадзе поделилась своими размышлениями по поводу главных задач, которые стоят пред школами будущего: «Современная школа должна воспитывать человека-лидера, который осознает многосторонность, мультикультурность мира и умеет взаимодействовать в нем, имеет ценность языкового образования. Будущее требует новых школ, где дети учатся сами, без давления системы. Школа должна лишь поддерживать, помогать ученику увидеть свои сильные и слабые стороны, осознать свой потенциал, создавать среду для его реализации».
Профессор практики Московской школы управления Сколково Павел Лукша отметил основное, к чему должна стремиться школа в сегодняшних реалиях:«Современная школа должна перестать существовать в парадигме, когда учитель и ученик взаимодействуют в системе "сверху-вниз" или "сиди и слушай". Участники образовательного процесса должны вступать в равноправный диалог, совместно искать новые пути решения задач, созидать, нарабатывать навыки, которые пригодятся в реальной жизни. Школа должна вовлекать, активизировать своих подопечных, учить их действовать в реальной жизни. Нужно больше прикладных предметов, практики, открытого диалога и открытости реальному миру».
В блоке высшего образования поднимались темы:
- почему наши университеты уступают вузам из топ-100 и какие проблемы образования предстоит решить, чтобы сократить разрыв с мировыми лидерами образования,
- как вузам привлекать преподавателей-практиков,
- нейробиология как основа максимальной эффективности,
- Креативность и критическое мышление как ключевые навыки, имеющие решающее значение для успеха в XXI веке,
- как вырастить поколение молодых людей с предпринимательским мышлением в рамках системы образования и за ее пределами,
- как обеспечить 100% вовлечение студентов и многие другие.
Пионер LX Design, программный директор конференции LXD Canvas Нилс Флор объяснил, что означает созданный им термин «проектирование образовательного опыта»на практике: «Человеческий мозг не должен быть просто органом, накапливающим знания. Нельзя игнорировать переживания, эмоции ученика, потому что именно от эмоционального восприятия зависит качество усвоения информации. Проектирование образовательного опыта — это процесс выстраивания системы, при котором мы задействуем максимальное количество органов чувств ученика. Через них его мозг собирает воедино разные данные о предмете: слышит о нем, видит его, пробует на вкус. Только при таком многостороннем подходе мы получаем глубину знаний. Чтобы иметь доступ к эмоциям учащихся, преподаватель должен стараться понимать и оценивать потребности каждого, выбирать релевантный контент, формат, получать обратную связь».
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Вячеслав Дубынин сказал: «Очень важно, чтобы знания не просто копились в голове, а воспроизводились, использовались на практике. Задача педагога — увидеть, на какую кнопку нажимать. Кому-то из студентов интереснее сопоставлять данные, кому-то — делать статистический анализ и так далее. Главное, чтобы каждый из нас стал осмысленным пользователем своего мозга».
Сфера корпоративного образования была раскрыта через такие темы:
- что означает эффективность для каждого и как достигать успехов в своем темпе,
- предпринимательское мышление, подходы из бизнеса в образовательном процессе,
развитие обучающих экосистем,
- Lifelong learning, стратегии по обучению как части корпоративной культуры,
Руководитель Корпоративного университета КРОК Елена Попковаподелилась, как обучение новых сотрудников компании помогает решать бизнес-задачи. «Обмен опытом и знаниями у нас в компании является частью культурного ДНК. Мы занимаемся развитием внутренних экспертов-тренеров, в этом деле имеем поддержку топ-менеджмента. Более того, у нас всегда именно топ-менеджеры проводят все велком-семинары», — сказала Елена Попкова.
Старший тренер группы профессионального обучения «Райффайзенбанк» Вероника Никулина рассказала об образовательных программах для сотрудников, используемых в компании: «У нас есть система геймификации. Мы отводим неделю на прохождение тренинга, затем делаем срез и в конце обучения создаем табличку с баллами. Те, кто оказались в топе, получают подарки. На протяжении всего процесса работают чаты поддержки с тренерами, директорами и наставниками. Все они могут давать подсказки».
EdTech-блок был посвящен таким темам:
- развитие цифровых форм искусства и NFT,
- привлечение инвестиций и их эффективное вложение в разные системы образования: от дошкольного до непрерывного,
- масштабирование бренда без потери качества,
- роль L&D в трансформации бизнеса,
- что действительно важно и будет определять ситуацию на рынке EdTech в ближайшие годы.
Обсуждались как глобальные, так и локальные тенденции развития EdTech. «Главным технологическим трендом, который изменит все, что мы знали о системе образования, станет искусственный интеллект. Еще один фактор, который повлияет на будущее образования — это soft skills, которые формально не связаны с технологиями, но задают вектор их развития. И, конечно, невозможно не отметить стремительное развитие технологий, связанных с использованием голоса. Уверен, что "голосовая" экосистема сильно изменит привычные процессы в ближайшее время!», — сказал Ави Варшавски, всемирно известный идейный лидер EdTech, основатель и президент Научно-исследовательского центра по образованию и технологиям MindCET.
«Мне кажется, три главных тренда на ближайшие годы — это персонализация, развитие технологий VR и AR и снижение цифрового неравенства. Самое важное — то, что все больше людей начинают использовать технологии в обычной жизни, доверять онлайн-образованию. И очень здорово, что постоянно появляются программы, которые помогают людям разного возраста получить шанс изменить профессию и начать новую жизнь, — поделилась Марианна Снигирева, генеральный директор «Нетологии».
«Мы должны понять: важно даже не то, как мы учим, а то, чему мы хотим научить. Термин Lifelong learning очень любят маркетологи, но совсем не понимают простые люди. Драйвить рынок будет не попытка заставить человека учиться, а попытка помочь ему найти то, в чем он сможет достигнуть успеха и получить результат!», — отметил Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор Skillbox.