Больше, чем кино на вечер: 12 необычных киноадаптаций


Фильмы со смыслом, основанные на необычных произведениях.

Без литературных произведений не было бы и половины всех существующих кинокартин. А уж как любят режиссеры обращаться к одним и тем же романам, повестям, рассказам, поэмам! У каждого поколения есть своя любимая версия “Войны и мира”, ”Трех мушкетёров”, “Джейн Эйр”, “Алисы в Стране чудес”, “12 стульев” или “Отверженных”.

Роман Райфельд решил отойти от навязываемых списков “лучших” адаптаций и порекомендовать вам действительно интересное кино, основанное порою на необычных произведениях.

La Peste (“Чума”, 1992)

Автор произведения: Альбер Камю.

Совместная картина аргентинцев, французов и британцев основывается на романе лауреата Нобелевской премии о борьбе в Европе с нацизмом (“коричневой чумой”), шире - со злом. В фильме, так и оставшемся в тени, снялись если не гениальные, то уж прекрасные точно актеры - Уильям Хёрт и Сандрин Боннэр, Жан-Марк Барр и Рауль Джулия. Картина Луиса Пуэнцо перенесла историю романа экзистенциалиста-абсурдиста Камю из Алжира на землю Южной Америки, рассказав, как чума обрушивается на один из ее небольших городов. И вот на фоне “мир сходит с ума” создатели ленты размышляют об изоляции, разделении и инстинктах, возникающих у людей в разгар угрожающих их жизни бедствий. Вечно актуальная тема.

Barfly (“Пьянь”, 1987)

Автор произведения: Чарльз Буковски.

Это дебют американского писателя в кино. Сценарий для «Barfly» его рук дело. Но не ищите книги его авторства с таким названием. Сначала появился фильм, а уж спустя несколько лет Буковски написал роман “Голливуд”, инспирированный картиной - т.е. тут произошло всё наоборот. Если в “Пьяни” автобиографичная история его ранних и безумно проспиртованных лет в лос-анджелесских трущобах, то в “Голливуде” - беллетризированная версия работы Буковски над фильмом. Как и во всех романах писателя, повествование в этом ведется от лица его alter ego - Генри Чинаски. Режиссер “Пьяни” Барбет Шрёдер для исполнения главной роли пригласил восходящую тогда звезду Микки Рурка. Пару ему составила другая звезда из предыдущего десятилетия - Фэй Данауэй.

Choke (“Удушье”, 2008)

Автор произведения: Чак Паланик.

Вторая экранизация произведения культового автора Чака Паланика после выхода за 9 лет до этого «Бойцовского клуба» вызвала разочарование. Для написания книги автор изучал истории пациентов с диагнозом “сексуальная зависимость”. Роман о жизни Виктора Манчини (его сыграл Сэм Рокуэлл) и его друга Дэнни. Оба забавляются тем, что изображают «исторических персонажей» в тематическом парке жизни американцев в XVIII веке. Оба - личности весьма сексуально озабоченные. Поэтому после работы посещают группы поддержки для людей с аналогичной проблемой. У Виктора есть и еще одна “забава”. Мошенник увеличивает свой доход, имитируя приступы удушья в различных предприятиях общественного питания: спасающие его шлют ему деньги, причем регулярно. Но для чего он идет на эту циничную хитрость? Обязательно посмотрите картину... или прочтите книгу - узнаете. Среди прочих актеров картины Анжелика Хьюстон. Поставил ленту актёр-режиссёр Кларк Грегг, также сыгравший в ней.

Who Framed Roger Rabbit (“Кто подставил кролика Роджера”, 1988)

Автор произведения: Гэри Вольф.

Классика от Роберта Земкиса - это удачный пример единения анимации и художественного кино. Он родом из очень своеобразного романа, написанного в жанре комикса, в котором мультяшность соседствует с убийствами. Название книги-оригинала «Кто подвергал кролика Роджера цензуре». В обеих версиях присутствует сюжет об убийстве, связанный с таинственным исчезновением завещания, но только в фильме такие персонажи, как Микки Маус и Багз Банни, появляются в одном кадре. У фильма 4 “Оскара”. Как и понятно из названия ленты, действие которой разворачивается в 1947 году, кролик невинен и пушист. Детективную историю разыгрывают Боб Хоскинс, Кристофер Ллойд и другие актёры.

Depraved (“Развращенный”, 2019)

Автор произведения: Мэри Шэлли.

Вариант нетрадиционного подхода к классике - “Франкенштейну”. Страдая от посттравматического стрессового расстройства после медицинской службы в армии, Генри пытается забыть о смерти, творя жизнь. Звучит красиво. По факту же все прозаичнее: главный герой собирает по частям человека. И пусть его творение зовут Адам - не как родителя, родство сценарной основы фильма с оригиналом Мэри Шелли очевидно. Хоррор о том, что дать жизнь легче, чем научить жить в нашем далеко не самом светлом из миров. Версия придала произведению английской романистки современный и более реалистичный, я бы даже сказал, натуралистичный вид. Картина Ларри Фессендена хороша тем, что отвергла все стереотипы, свойственные предыдущим адаптациям “Франкенштейна”.

O’ Brother, Where Are You? (“О, где же ты, брат?”, 2000)

Автор произведения: Гомер.

Если напомнить вам об «Одиссее», вы, вероятно, представите много чего, но точно не музыкальный бэнд из сбежавших заключенных и Ку-клукс-клан. Гении современного кинематографа братья Коэны вместо древней Греции приглашают зрителя на американский юг 30-х годов прошлого века. Удивительно, но их версия гомеровского эпоса сохранила ВСЕ основные моменты оригинальной истории, сумев, в то же время, удивительным образом повернуть свой синопсис в новое русло. Да в комедии нет ни одетых в доспехи воинов, ни золотых быков, ни морских чудищ, но есть сирены, циклоп и много шикарных песен, а также Джордж Клуни, Джон Туртурро, Джон Гудман и Холли Хантер. К слову, главного героя фильма зовут Улиссом, что есть римская интерпретация имени Одиссей. Лента была номинирована на 2 “Оскара”.

10 Things I Hate About You (“10 причин моей ненависти”, 1999)

Автор произведения: Уильям Шекспир.

Если уж заговорили о классике всех времен, как не вспомнить “Укрощение строптивой” этого английского поэта и драматурга. Он, безусловно, один из самых часто адаптируемых в кино авторов. Данной не столько адаптации, сколько модернизации Джилла Джангера удалось передать дух романтической комедии конца XVI века, поместив персонажей в... обстановку средней школы. Тем ценнее похвала критиков, мимо которых не прошел факт сокращения режиссёром некоторых сюжетных линий оригинала. История строится на попытках Патрика (Хит Леджер) соблазнить феминистку Кэт (Джулия Стайлз). Вместо театральных постановок в фильме рок-концерты, вместо экипажей - модные кабриолеты, что вкупе создает атмосферу славных 90-х.

Anna Karenina (“Анна Каренина”, 2012)

Автор произведения: Лев Толстой.

А это пример того, как английскому режиссеру Джо Райту - автору “Гордости и предубеждения”, “Искупления” и “Сирано” - захотелось и удалось сделать приличную экранизацию произведения, которое и без того имеет уже множество воплощений на экране. С приличным звездным составом! Анну исполняет здесь Кира Найтли (одна из лучших интерпретаторш трагедии Карениной), Алексея Каренина - Джуд Лоу, а графа Вронского - Аарон Тейлор-Джонсон. Любители идущего сейчас нового сезона “Наследников” не пропустят и Мэттью Макфэдьена в роли Облонского. Запад считает “Каренину” одним из самых важных русских романов всех времен, потому к данному произведению у него особый пиетет. Критики сочли постановку настолько близкой к подлиннику, насколько это вообще возможно. Особенностью ее являются весьма театральные декорации, которые создают у зрителя ощущение просмотра спектакля в театре, а также потрясающая работа оператора, позволяющая наблюдать за всеми персонажами в кадре, даже если те действуют одновременно.

Howl (“Вопль”, 2010)

Автор произведения: Аллен Гинзберг.

Казалось бы, снять экранизацию произведения ключевого представителя битничества, где описывается гибель целого поколения Америки, невозможно. Особенно, если учесть, что речь о произведении в стихах. Верно и то, что картина Роба Эпштейна и Джеффри Фридмана не получит и половины того внимания, которое привлекала книга Гинзберга. Однако фильм интересен, а работа Джеймса Франко в главной роли достойна высоких оценок. В ленту включены части, выполненные в жанре мультипликации, что лишь делает богаче визуальную часть и усиливает идею автора произведения. Единственным минусом работы является попытка режиссеров разорваться между сделать хорошую постановку поэмы, выход которой считается днем рождения новой американской поэзии, и рассказать зрителю о жизни самого писателя.

Vinyl (“Винил”, 1965)

Автор произведения: Энтони Берджесс.

Возможно, вы в курсе, что до шедевра Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» (1971) свою адаптацию произведения сделал американский художник Энди Уорхол. Разумеется, это была вольная и экспериментальная кинолента, ведь создавал ее сам король поп-арта. В 1964 он снял «Эмпайр-стейт-билдинг» и выпустил восьмичасовой фильм, состоящий из одного кадра! Да, эксперименты артиста подойдут не всем, но «Винил» точно придётся ко двору ценителям современного искусства и уж точно студентам Жургеневки. В фильме нет четкого сюжета, а персонажи вовсе не из книги, и единственный элемент, который позволяет связать два произведения - то, как подается и там, и там агрессия и сарказм протагониста (присутствуют даже сцены садизма). Смотрите, хотя бы из любопытства!

The Basketball Diaries (“Дневники баскетболиста”, 1995)

Автор произведения: Джим Кэрролл.

Автор литературной основы картины - панк-музыкант. Но еще до того, как стать звездой жанра, он опубликовал свои мемуары о том, как прошли годы его нью-йоркского отрочества. В жизни артиста тогда был лишь баскетбол и наркотики. Шли 60-е. В экранизации Скотта Калверта Леонардо ДиКаприо, молодой и сверхъестественно талантливый. Среди его юношеских и грандиозных ролей я бы отметил эту и вышедшую в том же году картину Агнешки Холланд “Полное затмение” (тоже, кстати, экранизация - пьесы). Обе картины из недооцененных. Если представится случай, непременно посмотрите обе. В этой также участвуют Марк Уолберг и Джульет Льюис.

The Swimmer (“Пловец”, 1968)

Автор произведения: Джон Чивер.

Так уж вышло, что свой след в литературе XX века оставило множество алкоголиков. Чивер - один из них. Эта картина - постановка его рассказа «Пловец» о побочных эффектах пьянства и роскошной, но пустой жизни. История человека, который решил “доплыть до дома” через бассейны всех домов, что встречаются в его глянцевом районе. По пути он встречает своих друзей, живущих в тех особняках, беседует с ними. Вышибающе почву из-под ног играет свою роль Бёрт Ланкастер - один из самых успешных актёров Голливуда. Никаких аплодисментов не хватит выразить эмоции. Тем не менее в год выхода на экраны совместная работа Сидни Поллака и Фрэнка Перри не нашла понимания даже у искушённой публики. Слишком необычно фильм тогда выглядел. А потому свою первую награду он получил лишь в 2015 году.

Ads zone