Боязнь прогресса: в чем состоит успех «М3ган»


В казахстанский прокат вышел новый фильм ужасов «М3ган», рассказывающий очередную историю о кукле-убийце. Несмотря на вторичность идеи, продюсерский проект Джеймса Вана был обласкан американскими критиками и зрителями, а сиквел картины уже находится в разработке. Esquire Kazakhstan делится своими впечатлениями от фильма и объясняет, почему он заслуживает вашего просмотра.

Источник фото

Кто такие Джеймс Ван и Джейсон Блум?

«М3ган» привлекла к себе внимание широкой аудитории еще на стадии первого трейлера. Такой интерес, среди прочего, был вызван именами Джеймса Вана и Джейсона Блума, спродюсировавшими проект. Каждый из них внёс огромный вклад в развитие жанра ужасов. Так, Ван единолично запустил такие уже культовые франшизы «Пила», «Астрал» и «Заклятие», сиквелы и спиноффы к которым выходят и по сей день. Блум же основал студию Blumhouse Productions, подарившую миру почти все самые кассовые хорроры 2010-х, начиная от серии фильмов «Судная ночь» и заканчивая оскароносным проектом «Прочь». Такой послужной список сразу даёт «М3ган» огромный кредит доверия. Поэтому совместная работа двух современных королей ужасов вызвала интерес у зрителей задолго до выхода картины в свет. 

На контрасте со столь опытными продюсерами, режиссёр фильма Джерард Джонстоун имеет за плечами всего один фильм и несколько сериалов. Недостаток опыта (или же видения) постановщика сказывается на финальном продукте. Так, «М3ган» не может похвастаться ни запоминающимися скримерами, ни изобретательными сценами убийств. Вместо этого картина увлекает своим сюжетом и самоиронией (фильм, вполне резонно, понимает абсурдность истории о кукле, терроризирующей город). Сценарий к картине, кстати, написал Акела Купер, уже работавший с Джеймсом Ваном над проектом «Злое» — другим наивным, но милым ужастиком для фанатов жанра. В обоих фильмах, зритель легко улавливает постоянные кивки в сторону классических хорроров 80-х и 90-х. 

Источник фото

О чем «М3ган»?

Сюжет разворачивается вокруг девочки Кэйди, чьи родители погибли в автокатастрофе. Ее тетя Джемма работает инженеркой, создающей новомодные игрушки для детей в местном аналоге компании Hasbro. Джемма, не имея времени и сил построить здоровые отношения с психологически-травмированной племянницей, создаёт куклу-робота по имени М3ган (сокращенно от «Модель 3 Генеративный Андроид»). Основное предназначение новой игрушки — это развлекать и защищать Кэйди от внешних раздражителей. По всем законам жанра, очень скоро искусственный интеллект М3ган уходит от изначально поставленных задач и, вместо этого, задается вопросами жизни и смерти. Так, кукла начинает бороться уже не за благополучие Кэйди, а за собственное выживание в мире людей. 

Источник фото

Боязнь прогресса

Картина целиком и полностью пропитана страхами современного общества по отношению к постоянному технологическому развитию. Искусственный интеллект (ИИ) пугал зрителей ещё со времён «Терминатора» Джеймса Кэмерона в 1980-х или даже с «Метрополиса» Фрица Ланга в 1930-х. Однако именно в 2023 году, когда ИИ за считанные минуты может сгенерировать любое графическое изображение или с легкостью написать академическую работу, прогресс заставляет человечество испугаться вновь. Именно поэтому сегодняшний выход «М3ган» на экраны идеально улавливает дух времени.

Одной из причин успеха картины можно назвать образ самой куклы. М3ган разительно отличается от своих собратьев по жанру — куклы Чаки из «Детских игр» и Аннабель из «Заклятия». Так, Чаки появился на свет после таинственного обряда по переселению душ, а Аннабель и вовсе одержима демоном. Такие создания хоть и пугают зрителей, но остаются на грани фантастики. Их предыстории связаны с традициями древних народов и ритуалов, о которых сегодня мало кто беспокоится. Помимо этого, Чаки и Аннабель не были похожи на людей, в то время как М3ган практически неотличима на вид от обычного ребёнка. Так, персонажи фильма пугаются не столько поступкам робота, сколько ее схожестью с человеком (эффект «зловещей долины» в действии). Такой нетипичный подход к образу куклы в жанре ужасов и заставляет зрителей каждый раз вздрагивать при виде, казалось бы, милой игрушки.

Помимо угрозы в виде сумасшедшего андроида, картина говорит о том, как новые технологии ухудшили отношения в современном обществе. Так, Джемма предпочитает знакомиться с мужчинами в Тиндере, нежели на публичных мероприятиях. Кэйди, подобно своей тёте, проводит часы за планшетом, вместо того, чтобы играть с другими детьми на улице. Фиксация на прогрессе не позволяет двум героиням выстроить отношения ни друг с другом, ни с окружающим миром. 

Источник фото

Фильм пытается понять, как человечество может побороть прогресс. Ответом на этот вопрос оказывается возвращение к истокам. Так, чтобы убить М3ган, Кэйди использует самого первого робота, построенного Джеммой ещё в университете. Сама Джемма уничтожает чип в голове М3ган с помощью обыкновенной отвертки, олицетворяющей наиболее примитивный из аналоговых инструментов. Несмотря на данное решение проблемы, сегодня сложно поверить, что человечество сможет отвернуться от прогресса в пользу более простых благ. Даже последняя сцена фильма намекает, что М3ган осталась в живых. Значит, новые технологии, как и будущая франшиза о кукле-убийце, еще надолго останутся с нами.

Ораз Керейбаев

Ads zone