В 2018 году вышло изрядное число байопиков, некоторые из которых вошли в золотой фонд мирового кино. Esquire разобрался, что в этих фильмах правда, а что – ложь.
Байопик как жанр существует не один десяток лет, но в последние годы приобрел небывалую популярность. Возможно, зритель уже пресытился самыми невероятными фантастическими сюжетами и картинками и жаждет простых жизненных историй. Как бы там ни было, кино с примечанием «основано на реальных событиях» привлекает больше внимания, чем сценарий, выдуманный пусть даже самым талантливым человеком.
Не веря рекламе, Esquire изучил степень художественной свободы в интерпретации реальных событий.
Составила Марина Рузматова
Богемская рапсодия
Музыкальная лента про группу Queen прогремела на весь мир и многократно преумножила славу Рами Малека. Характерной особенностью фильма, которой могут похвастать далеко не все байопики, стало то, что каждый кадр был согласован с живыми участниками группы. Художественные дополнения к сюжету коснулись лишь хронологии некоторых моментов.Финальная сцена – легендарный концерт на стадионе "Уэмбли" передан с точностью до малейших мелочей, что является грандиозным и впечатляющим завершением картины.В фильме одна из важных сюжетных линий строится вокруг однополой любви. Надо отдать должное режиссеру Брайану Сингеру, который показал романтические отношения между двумя мужчинами, как совершенно обычное дело – влюбился Фредди в мужчину, с кем не бывает. Однако создатели фильма не удержались и приукрасили историю знакомства Джима Хаттона и Фредди Меркьюри. На самом деле мужчины познакомились в баре и через некоторое время начали встречаться, тогда как в фильме Меркьюри искал Джима несколько месяцев, обходя все адреса, указанные в справочнике под этим именем. Одна из главных заслуг «Богемской рапсодии» – вознесшийся до небес интерес к кумирам 1970-х. Совершенно неожиданно фильм завоевал любовь подростков и молодых людей, некоторые из которых посмотрели картину больше одного раза и уже выучили наизусть хиты и без того легендарной группы.
Человек на Луне
Один из поворотных моментов в истории ХХ века – высадка американских астронавтов на Луне. Этот эпизод давно оброс слухами и небылицами, самые невероятные из которых гласят, что на Луне американцы налаживали контакт с внеземной цивилизацией, а относительно приземленные (но не менее глупые) – что полета вовсе не было, а кадры хроники снимались в Голливуде.Но цель «Человека на Луне» – не развеять мифы вокруг полета, а показать жизнь обычного американца, который много работает, пытается наладить отношения с женой, хоронит друзей, переживает личную трагедию и вовсе не горит амбициями сделать "огромный скачок для человечества".Фильм прост и очень реалистичен – после просмотра зрители признавались, что в некоторые моменты чувствовали, будто сами находятся в центре событий, а от кручения модуля центрифуги их по-настоящему подташнивало. Режиссер Дэмьен Шазелл почти полностью отказался от компьютерных эффектов, пустив в ход реалистичные макеты, сделанные на основе настоящей техники и оборудования тех лет, тщательно изученных в музеях. Что в этом фильме правда, а что вымысел, вам не скажет никто, все данные о полете до сих пор хранятся под грифом «секретно». Но писатель Джэймс Р. Хэнсэн, на основе книги которого был написан сценарий, утверждает, что все изложенное – истина. Наверняка можно сказать одно: фильм правдиво изложил факты биографии Нила Армстронга.
Непрощенный
Одна из самых ожидаемых и самая провальная российская картина 2018 года. История Виталия Калоева, наполненная болью, переживаниями и драматичными событиями, настолько плохо передана режиссером Сариком Андреасяном, что стоит только удивляться и расстраиваться. Несостыковки сюжета с реальностью начинаются с самых первых кадров. Саму трагедию – столкновение двух самолетов над Боденским озером – не потрудились показать даже посредством простейшей компьютерной графики. В фильме Калоев сам нашел всех членов своей семьи, при этом их тела абсолютно не повреждены. На самом деле его жену семь дней собирали по кусочкам, сына он опознал в морге, а дочку – по фотографии тела. Не покривить против истины создатели могли бы, обратившись, например, к книге Ксении Каспари «Столкновение». В ней автор собрала реальные документы катастрофы и зафиксировала воспоминания участников событий. К сожалению, Андреасян со товарищи решили рассказать собственную историю.Лето
Российские режиссеры – мастера безысходности. Даже если они снимают легкую комедию, в ней обязательно кто-то долго, трудно и тягуче страдает. По тому же принципу создавали картину «Лето» – про музыку, Цоя, Науменко и Ленинград. Кирилл Серебренников тщательно позаботился об аутентичности фона. Так, при съемках в квартире Майка и Натальи использовались настоящие предметы мебели и быта того периода, собранные на сайтах объявлений и барахолках. Хорошо передана атмосфера Ленинграда, который уже тогда подспудно был Питером. Фильм снят по воспоминаниям жены Майка Науменко Натальи, поэтому, с одной стороны, можно было ожидать достоверности хотя бы некоторых фактов. С другой – после выхода "Лета" все участники событий, в том числе сама Наталья, открестились от истории. Да и современники «Кино» заявляют: все было совсем не так.Движение вверх
Фильм о грандиозной победе советских баскетболистов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году порвали на клочки сразу после выхода на экраны. Анонсируя ленту, создатели уверяли, что передали историю практически дословно и деловито кивали на консультантов "Движения вверх" – подлинных участников событий. Но после премьеры у зрителей появилось множество вопросов, на которые и по сей день нет ответов. Тогда авторы заявили, что не претендуют на достоверность, а фильм – лишь художественная интерпретация событий 46-летней давности. О нестрогом следовании истине говорит, в частности, характер киношного тренера советской сборной – в фильме он оказался активным экстравертом, тогда как в жизни был замкнутым, нелюдимым человеком.Недаром вдова его прототипа – Владимира Кондрашина, приведшего СССР к крупнейшему баскетбольному триумфу, – не дала согласия на использование фамилии мужа.Сергей Белов, по автобиографической книге которого вроде как снимали фильм, показан в нем высокомерной сволочью, плюющей на окружающих, команду и родину. После выхода фильма жена Белова была в шоке и, по слухам, даже хотела судиться с создателями. Знакомые и друзья баскетболиста рассказывали, что в юности Сергей и правда был немного спесив, но позже стал больше доверять людям и отлично сыгрался с командой. В реальности Белов был тренеру как сын, но в фильме они контактируют всего несколько секунд. Спортсмены, которые принимали участие в съемках фильма в качестве консультантов, Александр Овчинников и Алжан Жармухамедов, яростно защищают картину, оправдывая недостатки «художественными доработками режиссера».
К слову, в фильме казаха Жармухамедова играл голубоглазый блондин Александр Ряполов.Но если не знать подоплеки и просто смотреть «Движение вверх» как обычный художественный фильм, впечатления останутся хорошие. Особенно радует работа операторов, которые под конец разошлись на полную катушку – во время финального матча у зрителя создается ощущение, что он прыгает по площадке вместе с баскетболистами.
Составила Марина Рузматова