Семейное предприятие по производству шотландского виски, основанное в 1886 году в Спейсайде Уильямом Грантом, известно всему миру многими достойными брендами. The Balvenie всегда был на особом счету. Этот виски был назван в честь средневекового замка Балвени, чьи стены помнят опальных шотландских аристократов и британских монархов. В XVIII веке древняя крепость была заброшена, подарив свое имя близлежащей ферме Balvenie Mains, на которой позже и возникла винокурня Уильяма Гранта. Существует множество способов производства шотландского виски, но винокурня The Balvenie Distillery ревностно соблюдает старинные традиции и ценит ручной труд.
Сегодня в рубрике «Balvenie Истории» Мухит Абдикулов - молодой, амбициозный, известный своими уникальными работами в Казахстане ювелир, рассказывает о своем ремесле и нелегком пути к мечте.
Моя мама была швеей, а отец занимался строительством, и в то же время много чего умел мастерить своими руками. К примеру, он делал ножи из рогов животных, которыми мы до сих пор пользуемся. По профессии он инженер, так что думаю часть его умений и навыков передались мне. По сути, именно родители привили и развили во мне желание создавать что-то своими руками.
В детстве я любил рисовать, и даже уже примерно представлял кем я хочу стать в будущем. Таким образом после 6 класса я поступил в КазНАИ им. Т. К. Жургенова и проучился в нем с 7 класса по третий курс колледжа по специальности художественная обработка металла.
Если бы на тот момент у меня была такая возможность, я бы уехал в любую европейскую страну. К примеру, у меня есть знакомая, которая учится на ювелира в Испании, и когда я вижу их работы, их мастерские - я прихожу в восторг, потому что данные вузы дают все необходимое студентам. Когда я учился, у меня не было ничего кроме молотка и верстака. Каждый инструмент мы покупали сами, и были моменты, когда мы приходили в мастерские к учителям, чтобы просто сделать прокат серебра, потому что у нас в ВУЗе его не было.
Все что у нас было для «творчества» - это небольшой кабинет, 6 верстаков, доска и все, больше ничего. В других странах, любой необходимый инструмент, любая необходимая ванна, станок, ультразвук, магнитная галтовка у них это все есть в кабинетах, даже та самая 3д печать. Очень тяжело было учиться в таких условиях, многие жалели что поступили на отделение по обработке металла. У нас даже был учитель, который не хотел ничему учить и постоянно говорил что мы его будущие конкуренты, ему было жалко давать нам свои инструменты. Опять же, спасибо отцу, благодаря его деятельности мне повезло, что многими инструментами я мог воспользоваться у него, и я был единственным студентом, который жил в Алматы, остальные были приезжими и у некоторых не было возможности купить инструменты. Все же я доучился, закончил, и наверное после этого я хотел кардинально сменить обстановку, изменить направление обучения, наверно поэтому поступил в КазГАСА по специальности архитектурный дизайн, т.к отец был строителем, я думал что пойду по его стопам, или же буду дизайнером интерьеров, на четвертом курсе я осознал что это совсем не мое, но все же закончил академию, и с тех пор занимаюсь именно ювелирным делом.
Как-то дома я просматривал сохраненные фотографии на компьютере и увидел работы Юрия Былкова, (российский художник - ювелир, специализирующийся на ювелирных украшениях и изготовлении посуды из керамики – прим. Esquire). Он, как ювелир и стал моим идейным вдохновителем.
Я бы назвал Юрия Былкова, и своего учителя в колледже, Камбара Есмуханова своими кумирами. С Камбаром Есмухановым мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения. Он пришел к нам на втором курсе, был достаточно молодым, ему было около 30 лет на тот момент. Он многому меня научил и дал направление, за что я очень благодарен ему.
Я никогда не рисую эскизы будущих изделий заранее. Вдохновение и понимание каким будет следующее украшение приходит в процессе. Я представляю некий образ в голове, и интуитивно, уже во время работы стараюсь воплотить этот образ. Иногда бывает и так, что изначальная задумка отличается от итогового варианта, в силу сложности работы с металлом. Поэтому во время процесса изготовления появляется что-то новое, во многих случаях меняются детали и сама форма. Чаще итоговый вариант получается лучше первоначальной идеи.
Раньше я любил делать кольца, потом в определенный момент я больше делал акцент на браслеты, так как увлекся ручной гравировкой. Это очень сложная работа, потому что каждая деталь вырезается вручную. Позже я перешел на изготовление украшений из серебра, этот металл мне понравился больше. Мне очень нравится его цвет, больше чем золото, плюс из серебра можно делать все что угодно, абсолютно разные формы потому что он мягче и податливее. С золотом работать проблематичнее в силу дороговизны этого металла.
Есть такие люди, которые приходят и просят сделать кольцо «с картинки», чтобы оно смотрелось более богато, чаще я отказываюсь делать такие заказы, потому что мне не нравится изготавливать то, что уже существует. В таких случаях, дабы не оскорбить клиента я стараюсь предложить либо других ювелиров, либо просто приобрести что-то аналогичное в ювелирных магазинах, или даже на рынке. Сейчас я четко понимаю что могу позволить себе отказать в изготовлении какого-то украшения, если это идет вразрез с моим видением и стилем. Поймите меня правильно, мне хочется делать то, что мне по душе, а не то, что другие пытаются мне навязать сделать.
Люди, которые покупают мои украшения не «заточены» под бренды, они ценят уникальность исполнения и не гонятся за дешевыми трендами, скажем так.
Я не стремлюсь чтобы мои изделия сочетались друг с другом, будь то серьги, кольца или браслеты, просто они выполнены в одном стиле, поэтому они и гармонируют между собой и любой человек может подобрать несколько украшений, которые будут сочетаться.
Если раньше для вдохновения я мог пересматривать работы того же Юрия Былкова, то сейчас на это просто нет времени. Я люблю работы зарубежных ювелиров, в основном японцев, мне очень импонирует их минимализм. Они могут из плоского куска металла делать такие невероятные вещи, вот это меня вдохновляет. Иногда я даже пытаюсь сделать что-то аналогичное, но, может в силу менталитета, или из-за того что я казах, у меня всё получается по-казахски (смеется). Даже мой учитель Камбар Есмуханов говорил, как бы мы не хотели делать вещи в зарубежном стиле, они всё равно получатся по-казахски. Потому что у нас это в крови.
Серьги покупают чаще всего, потому что я стараюсь ставить цены, которые не бьют по карману. Я часто сравниваю свои работы с другими ювелирами, которые даже копируют мои работы, и продают их гораздо дороже. И достаточно часто встречаюсь с плагиатом, я даже знаю этих людей, это могут быть люди, которые ко мне приходят, бывает и чай со мной пьют (смеется). Я не люблю конфликтовать, во-первых. Плюс, многие клиенты, увидев такое изделие могут сказать что это моя работа, и я считаю это своей победой, в силу уже выработанного стиля, так что я думаю, как бы эти люди не старались скопировать мои работы – для них это напрасный труд. Ну, пускай делают. По началу было неприятно, но потом я привык к этому.
Когда мы создавали бренд у нас была такая цель, чтобы через год, как минимум в нескольких магазинах продавать мои изделия. А сейчас я просто делаю украшения не для того чтобы быть узнаваемым, не чтобы разбогатеть, а в удовольствие, чтобы воплотить задумки «из головы» в жизнь. Получилось даже лучше ожидаемого, если честно. Когда сидишь и работаешь целыми днями, грубо говоря штампуешь одни и те же вещи – индивидуальность теряется, а мне это не по душе.
Мне нравится обучать людей, хочется делиться с ними чем-то новым. Правда учителя сейчас уже не те, да и мало молодых кадров, также многих ребят загоняют в рамки и не дают развиваться творчески. В моем случае Камбар Есмуханов учил нас так, он категорически запрещал делать национальные вещи и всегда говорил: «развивайтесь, смотрите работы других ювелиров, изучайте стили, поймите какой стиль вам ближе». Мы так и старались делать, и вот итог, - он подтолкнул меня к воплощению своей индивидуальности.
Достаточно сложно себя охарактеризовать, но я очень капризный человек, отчасти перфекционист, потому что хочу чтобы каждая деталь, вещь изготовленная моими руками выглядела первоклассно, качественно. Это на самом деле часто мешает мне в работе (смеется). Бывало такое, что в конце работы я мог увидеть на изделии маленькую царапину и уже не мог отдать его. Клиент может и не заметил бы этого, но я то знаю что она там есть, поэтому приходилось заново все переделывать, но я все таки считаю это больше плюсом, чем минусом. Было бы хуже, если бы я наплевательски относился к таким вещам, для ювелира я считаю это непростительным, отдавать изделие, зная что с ним что-то не так.
Конечно дедлайны у меня были, но еще не было такого, чтобы я не сдал свой заказ вовремя. Я стараюсь контролировать эти моменты и в последние дни сроков довести все до совершенства.
У меня были коллаборации c несколькими дизайнерами, к примеру с Леонидом Жеребцовым для MBFW. Для меня это определенный шаг вперед.
К 3D печати я отношусь как к некой функции, которая может облегчить изготовление украшений для большого заказа, но сам бы я не занимался этим, опять же, это все потом ставиться на поток, а мне это не интересно.
Был случай, мне рассказала о нем жена, когда у нее на работе, во время собрания ее коллега пришла в моих сережках, и эта девушка даже не знала что их сделал я, супруг ее коллеги. Рассказав об этом, супруга поделилась насколько ей было приятно это видеть, а мне было приятно вдвойне. Это для меня высшая похвала, что твои работы носят, что они нравятся людям.
Еще был случай, когда на улице ко мне подошли 2 девушки, они меня узнали и похвастались, на одной из них были как раз мои серьги с жемчугом, это было очень приятно.
Я пошел за мечтой и нисколько не жалею об этом.
Интервью Зоя Хорошева Фотограф Роман Варламов
Интервью Зоя Хорошева Фотограф Роман Варламов