Как казахстанские артисты покорили сцену Рима


Искусствовед Лира Бекболатова с рецензией на постановку «Астана Опера» балет «Спартак», которую казахстанская труппа представила на сцене главного театра Рима – Teatro dell’Opera di Roma. Астана Опера, Рим Все началось с того, что жарким субботним утром я получила сообщение из Казахстана: ”наша труппа едет в Рим”. Для меня эта новость обернулась неделей в предвкушении грандиозной победы, потому что труппа везла в Вечный город не просто балет. А того самого “Спартака”, которого ньюйоркцы окрестили “эротическим зрелищем”, а москвичи - “жемчужиной Григоровича”. Вот уже более 50 лет “Спартак” не перестает сдавать позиции лидера в ряду шедевров балетного искусства. Пронизанный духом римского гладиатора, театр “Астана Опера” осмелился представить пластическую версию истории Вечного города. Не буду лукавить: город буквально был соблазнен профессионализмом казахстанской труппы, ровно так же, как Спартак оказался во власти Фригии. Скупая на аплодисменты римская публика была искренне удивлена высоким уровнем подготовки танцовщиков и музыкантов. “Bellisimi! Bravissimi!” и многое другое было услышано в адрес наших артистов - как в стенах Римского театра, так и за его пределами. Один был очарован хрупкой Фригией, другой - экспрессивностью Красса или холодной коварностью Эгины. Но однозначно сердце каждого из них было побеждено талантом Бахтияра Адамжана. Как говорится, “пришел, увидел, победил”. И это, как раз-таки тот самый случай. Весть о его умопомрачительных прыжках, наверное, облетела почти весь мир. А те, кому посчастливилось их увидеть своими глазами - убедились в том, что эти двухметровые прыжки действительно умопомрачительные. Бахтияр Адамжан с гордо поднятой головой познакомил итальянского зрителя со своим Спартаком, никем не вдохновленным и никем не навеянным. “Это мой Спартак, я сам развиваю своего героя”, - отметил артист в интервью итальянской прессе. Его герой был молод, но достаточно мудр. Действует он импульсивно, но при этом прыжки его смиренны, а тело спокойно, будто бы предчувствуя свою грядущую гибель. Его Спартак дерзок, харизматичен и силен. За это его любят, за ним идут. Его же люто ненавидят. Астана Опера, Рим Партнершей Спартака по балету стала Айгерим Бекетаева. Тонкая, нежная и такая разная, Фригия буквально менялась на наших глазах. От нежнейших дуэтов со Спартаком до полной драматизма завершающей сцены, Айгерим Бекетаева наделила свой образ огромным спектром чувств и настроений искренне любящей женщины. Спартак Бахтияра Адамжана так же обожает свою Фригию – самозабвенно, чувственно и в то же время нежно. Адажио из третьего акта заставило пустить слезу не только меня, но и впереди сидящих итальянских женщин. Астана Опера, Рим
Этот полный любви и трепета дуэт был настолько эмоциональным, что я вдруг поймала себя на мысли, что потеряла счет времени. Это каким профессионализмом надо обладать, чтобы позволить зрителю полностью окунуться в мир переживаний героев? Тихое “che bello! Che bellissimo!” донеслось до меня от все тех же впереди сидящих итальянских женщин.
Что до антагониста, то римский полководец Красс в исполнении Армана Уразова запомнился своей экспрессивной манерой исполнения. Его Красс – человек с большим, но уязвленным Спартаком эго, предстал на сцене Римского театра златовласым римлянином с татуировкой на правой руке. Эта маленькая часть личности самого танцовщика добавляла перчинки в образ “плохого парня”. Этакий Стефано Монтанари казахстанского балета. Высокий и статный, Арман Уразов очень точно воспроизвел все нюансы хореографии. Но, на мой взгляд, не хватило некоторой осмысленности. Добавлю, что роль Красса – одна из сложнейших в балете. Он проделал огромную психологическую работу, ведь его герой – одна из ключевых фигур в истории Рима.
Попробуйте вытанцевать самовлюбленного римлянина перед самими римлянами! И так, чтобы суровые итальянцы остались довольными и не оскорбленными.
Дуэт Эгины и Красса демонстрировал нам другую версию эмоциональной связи – более приземленную. Коварную. Такую же как сама Эгина. Поначалу героиню Асель Шайкеновой итальянская публика воспринимала недостаточно серьезно, проявляя некоторое недоверие. Но, как выражаются сами итальянцы, piano-piano. Астана Опера, Рим Третий акт становится для нашей артистки настоящим апофеозом. Здесь она особенно ярко раскрыла свой артистизм. Она не из тех, кто жертвует собой и своей репутацией ради возлюбленного. Римская невольница осознает свои поступки и это хорошо чувствовалось в каждом ее движении. Уверенно, сдержанно и расчетливо. Она знает, чего хочет. И потому Асель Шайкенова изящно ломает стереотипы, представив коварность холодной, любовь к Крассу сдержанной, а свою героиню расчетливой и уверенной в себе. [caption id="attachment_45838" align="aligncenter" width="680"] Астана Опера, Рим[/caption] Что касается музыкальной части, армия в лице оркестрантов под руководством маэстро Абзала Мухитдинова удивила настолько, что слушатели до последнего не могли понять, итальянские это музыканты или казахстанские. На второй день премьеры этот самый оркестр окончательно впечатлил римлян своей стрессоустойчивостью. В сценической жизни артистов происходят различные курьезные случаи. Рим не стал исключением: во время второго акта во всем квартале, где находился театр, неожиданно погас свет. Несмотря на это, музыканты продолжили играть с совершенно невозмутимыми выражениями лиц, а маэстро дирижировать. Это была колоссальная поддержка кордебалету, которая посреди действия оказалась в полной темноте. И вместо ожидаемой паники труппа, наоборот, как будто бы почувствовав дух авантюризма, продемонстрировала все свои артистические и хореографические способности.
Это было невероятно! Освещенные лишь двумя софитами, в полумраке балет казался еще более аутентичным, более интригующим.
Астана Опера, Рим Итальянский завоевательный поход театра “Астана Опера” увенчался триумфальным успехом. Невероятная мощь и сила балета вместе с высоким профессионализмом труппы принесли театру очередную победу. Как я и говорила, наш “Спартак” пришел. Увидел. И, очевидно, победил.    
Ads zone