Артисты взялись за шпаги: как «Астана Опера» готовится к новой премьере


Пока свет софитов не залил лучами сцену, музыка не заворожила публику своей мелодичностью, а в танце артистов не разожглась неистовая страсть, в театре полным ходом идут последние приготовления к премьере мирового балета «Маленькая смерть» на гениальную музыку В.А. Моцарта в хореографии выдающегося балетмейстера современности Иржи Килиана. Балетный шедевр готовятся представить 13 и 14 мая на сцене «Астана Опера».     

Заглянув за кулисы, уже сейчас захватывает дух от репетиций дуэтов и ансамблей, разделенных взмахами легкого темного полотнища и игрой шпаг и кринолинов. В каждом движении чувствуется подчинение музыке, а любовные дуэли прочерчены замысловатой графикой линий.

«Я создавал хореографию на музыку из медленных частей двух самых известных фортепианных концертов Моцарта. Освободил танец от быстрых движений, оставив артистов в виде изувеченных торсов, беспомощно лежащими перед слушателем и смотрящими на них. Они лежат там, как древние архитектурные фигуры, без рук и ног, не в силах ни ходить, ни обниматься. Мы живем в мире, в котором нет ничего святого. Со времен, когда создавалась музыка Моцарта, и по сей день, велось много войн, и много крови проливалось под «мостом времени». И делали это в основном мужчины, размахивающие мечами, чтобы продемонстрировать свою мощь и силу. А это всегда «Смерть», которая сопровождает нашу жизнь, иногда она «Маленькая», иногда «Великая», но это самый верный компаньон, который есть у нас, от зари нашего существования и до заката жизни», – пояснил Иржи Килиан.  

С артистами балетной труппы «Астана Опера» над постановкой работает ассистент Иржи Килиана – Стефан Жеромский. За его плечами блистательная карьера в варшавском Большом театре (Teatr Wielki), в балетной труппе Немецкой оперы (Берлин). Но большую часть своей профессиональной деятельности он отдал Нидерландскому театру танца (NDT).

«Думаю, что благодаря классическому репертуару у казахстанской труппы получаются очень красивые лирические движения, что очень нужно в данном случае, поскольку этот балет сочетает в себе лиричность классического балета и некую демонстрацию атлетической подготовки артистов. Я работал над этим спектаклем со многими труппами, такими как Берлинский государственный балет, Нидерландский театр танца, Балет Колорадо, Театр К. Станиславского и В. Немировича-Данченко и другие. Однако не каждому балетному коллективу можно доверить исполнить «Маленькую смерть». У танцовщиков должно быть очень высокое качество технического мастерства, соответственно, безупречное владение лексикой классического танца, но в то же время артисты должны быть опытными и позволить человеческим качествам проявиться в танце, я бы сказал, превосходными профессионалами, к которым относятся артисты «Астана Опера», – рассказывает господин Жеромский.

Стефан Жеромский уже определился с составами исполнителей, предварительно проведя отбор среди артистов труппы. Таким образом, 6 пар танцовщиков в разные премьерные дни представят свою интерпретацию «Маленькой смерти». 

Так, Дуэт №1 исполнят Евгений Рыбкин, Гульназ Жанаева, Султанбек Гумар, Бакытгуль Испанова. Дуэт № 2 – София Адильханова, Руслан Канагат, Камила Орманова, Ислам Кайыпбай. Дуэт № 3 – Айгерим Бекетаева, Данияр Жуматаев, Мадина Унербаева, Арман Уразов. Дуэт №4 – Аделина Тулепова, Бактияр Адамжан, Шугыла Адепхан, Серик Накыспеков. Дуэт №5 – Анастасия Заклинская, Галымжан Нурмухамет, Молдир Шакимова, Диас Курмангазы. Дуэт №6 – Еркежан Жунусова, Жанибек Ахмедиев, Асель Шайкенова и Олжас Тарланов.

Балетмейстер заметил, что постановка спектакля идет согласно графику. В репетиционной работе акцент сейчас сделан на проработке тонких качеств, которые были фирменным стилем Нидерландского театра танца. Маэстро добивается от артистов определенной мягкости и чувственности в движениях.

«Не самый простой балет, в первую очередь это, конечно, касается хореографии, здесь поставлено очень много движений на каждую ноту гениальной музыки Моцарта. Еще один нюанс – мы танцуем в этом спектакле со шпагами. А известно, что шпага – непредсказуемый реквизит. Правильный и красивый танец с ней зависит от многих деталей. В частности, как ты ее поставишь, как и с какой силой возьмешь, чтобы понимать, по какой траектории она покатится, когда ее нужно будет отпустить. Поэтому наибольшее количество репетиций отдано именно картине со шпагами, чтобы артистам было понятно и привычно с ними работать. И конечно, в этом балете очень важна синхронность. На сцене одновременно представлено шесть пар, множество элементов мы должны делать одинаково, вместе», – подчеркнул ведущий солист «Астана Опера» Бактияр Адамжан.    

Согласна со своим коллегой и ведущая солистка балета Айгерим Бекетаева. Для нее это первое знакомство с хореографией И. Килиана.

«Но даже визуально можно определить, что «Маленькая смерть» – полная противоположность «Шести танцам». Однако есть то, что их объединяет: оба созданы в один период, в них ощущается философский взгляд на мир, в этих спектаклях хореограф рассуждает о вопросах жизни и смерти. Если говорить о «Маленькой смерти», то следует отметить, что красивейшая музыка Моцарта и хореография Килиана слились в нем в одно целое, и балет представляет собой  бесспорный шедевр. Балетные критики очень точно определили, что каждая нота в этом балете замирает, рассыпаясь в воздухе тысячей маленьких отголосков, едва слышимых в мгновения тишины между ударами сердца и пульсациями крови. Это само дыхание жизни затихает, забывая о том, что смертность преодолеваема опытом любви.

В нем задействовано 6 девушек, 6 мужчин, а также используется реквизит – 6 рапир. Некоторые видят в этом определенный символизм: 666, присутствия чего-то демонического и одновременно божественного, - рассказывает Айгерим Бекетаева. – В процессе репетиций мне стало понятно, что на каждую ноту Иржи сделал определенную поддержку, очень тонко продумал и уложил хореографический текст на музыку. И хотя обывателю может показаться, что это просто набор движений, однако, это не так. Каждое из них имеет смысловую нагрузку, взмах рукой, движение бедра, поворот телом и артист сам погружается в состояние творческой эйфории, телом передает чувства своего героя – наивысшую точку экстаза. Невероятное мастерство хореографа в том, что он  показал все очень интеллигентно», – поделилась Айгерим Бекетаева.  

Яркими впечатлениями об этом балете делится и солистка труппы Анастасия Заклинская.

«Я влюбилась в этот балет с первого взгляда, и очень рада, что репертуар нашего театра пополнится такой редкой и необычной постановкой как «Маленькая смерть». Спектакль завораживает с первых же секунд: танец пронизан чувственностью и поставлен с феноменальной музыкальной точностью. Балет состоит из 6 совершенно разных дуэтов и каждый из них – особенный по-своему», – заключила балерина.

В черно-белом цвете

Женщины появятся на сцене как в чувственных корсетах, так и будут скрыты за темными пышными ширмами, напоминающими бальные платья прошлых лет. Последние будут катиться на колесиках в такт с движениями балерин. Этакий символ оков цивилизации. Мужчины с первых аккордов музыки предстанут в костюмах телесного цвета, больше похожих на укороченные кальсоны.  

«У каждого спектакля есть своя концепция, в рамках которой создаются эскизы, существуют определенные требования художников, и все это воплощает в жизнь наша театральная команда. Балет принадлежит к знаменитой «черно-белой» серии, отсюда и решение цветовой палитры спектакля. Производственные цеха «Астана Опера» уже практически заканчивают изготовление декораций, реквизита и костюмов. Конечно, есть определенные тонкости работы, потому что Иржи Килиан изначально ставил свой спектакль в 1991 году, тогда ткань была другой. Сейчас, в частности, у нас на рынке представлены отличные от тех материалы, но мы искали альтернативу.

Наш департамент сценографии очень серьезно отнесся к подбору тканей, получилось так, что совпали технические требования художника-постановщика Юста Бигелара, дизайнера по костюмам Йоуке Виссер, с тем, что нам удалось найти.Теперь мастерам пошивочного цеха предстоит изготовить костюмы для нескольких составов исполнителей. Но изначально ткань будет окрашена по специальной технологии, чтобы краска смогла прожить на ткани не меньше 8 – 10 лет», – поделился заместитель директора по художественно-производственным вопросам Виктор Караре.

Коллектив уверен, что спектаклю уготована долгая жизнь. Именно поэтому для артистов сделали репетиционный вариант мягкого реквизита – огромного покрывала, это позволит дольше его использовать и не даст быстро износиться основному, сценическому полотну. В целом же, для этой постановки использовали более 1000 метров ткани: от иссиня- черного бархата до легкого полетного шелка.    

«Несмотря на то, что у нас на сцене уже идет один балет Иржи Килиана, и есть похожие элементы реквизита, как например, шпаги, все же для балета «Маленькая смерть» мы сделали другие, потому что есть своя специфика в использовании их на сцене. Конечно, при изготовлении учитывались многие детали, в том числе техника безопасности артистов, поэтому острие шпаги было сделано таким образом, что никто из них не сможет пораниться», – рассказал Виктор Караре.

Более чем за 30 лет существования этого балета он был поставлен на разных площадках, но известно, что сцена «Астана Опера» в несколько раз превышает параметры европейских театров. Поэтому балетмейстер-постановщик заранее получил размеры казахстанской сцены и ставит хореографию согласно ее величине. Его коллега – художник по свету и заведующий постановочной частью Юст Бигелар – создал световую партитуру для сцены «Астана Опера», художнику пришлось использовать большее количество световых приборов, а также световых команд, нежели были представлены в оригинальной версии спектакля.

Известно, что длительность балетов Иржи Килиана не превышает получаса, поэтому художественный руководитель балетной труппы Алтынай Асылмуранова дополнила премьерную программу шедеврами мировой классической и современной хореографии. В первом отделении будет представлен балет «Шопениана» на музыку Ф.Шопена в хореографии М.Фокина, второе отделение составлено из одноактных балетов Иржи Килиана «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» на музыку В.А. Моцарта.

Оба знаменитых килиановских балета – о чувственных приключениях мужчин и женщин: в премьере «Маленькой смерти» - патетичных, в «Шести танцах» - веселых. Оба давно уже причислены к шедеврам хореографа, одного из немногих живых гениев. И теперь два хореографических бриллианта находятся в репертуарной шкатулке «Астана Опера».  

Ads zone