Какую фотокамеру выбрать для портретной съёмки? За что можно и нужно уважать Энни Лейбовиц и Тима Уокера? Каково это – работать с мировыми гигантами Nike и Levi’s? И почему идея всегда важнее технического исполнения? На эти и другие вопросы отвечает известный российский фотограф Алексей Костромин.
— Как ты можешь охарактеризовать жанр, в котором ты снимаешь?
— Я фотограф, который снимает людей – прежде всего так себя характеризую. Портретная съёмка, рекламная съёмка, различные журнальные съёмки. Эти жанры мне ближе всего. Я не берусь снимать, если в кадре нет человека. Репортажи тоже с удовольствием иногда снимаю – в них всегда есть люди.
Мне нравятся портреты, работа с человеком, психология, выражение человека через изображение.
Я люблю смотреть различные портретные съёмки и фэшн, потому что это такой двигатель прогресса, который предсказывает, что дальше будет происходить в фотографии. Фэшн-фотографы мне нравятся наиболее нетипичные, ближе к портретным опять же. Питер Линдберг, Паоло Роверси. Из современных очень нравится Майкл Пуделка. Очень здорово работает с большим количеством людей и здорово гнёт свой стиль сквозь все съёмки.
Из наших очень нравится Игорь Клепнев и Ян Югай. Очень интересные авторы. Их вообще сложно назвать фотографами в каком-то определенном жанре – это просто арт-фотография. Арт-фотография с людьми – это именно то, что мне нравится больше всего.
— На какие линзы ты снимаешь, почему выбрал их?
— Я уже год как полностью перешёл на систему Canon EOS R. Снимаю на Canon EOS R и два объектива Canon RF 24-70mm F/2.8L IS USM и Canon RF 50mm F/1.2L USM. Я на них снимаю очень много всего. А также есть один объектив Canon с байонетом EF – 135mm F/2L USM.
До этого у меня был аналогичный комплект только с EF-объективами, а вместо камеры EOS R был Canon EOS 5D Mark IV. Основная разница прежде всего в удобстве использования. Предыдущая оптика очень нравилась, и эта нравится. Но система R работает гораздо более шустро, она гораздо более компактная, более удобная и фокусируется мгновенно. Взаимодействие камеры и оптики происходит очень хорошо, и я этому очень рад, поэтому я и перешёл полностью на новые объективы R серии. Раз уж новая камера, то и новые объективы пускай будут.
— Разница между оптикой EF и RF заметна?
— Разница в резкости, которая стала гораздо лучше. В сравнении с объективами EF резкости стало больше по всему полю кадра, даже на открытых диафрагмах и на объективе RF 24-70mm F/2.8L, и на RF 50mm F/1.2L. Картинка стала более звенящей, более коммерческой, более современной, что ли, более жёсткой.
Поначалу меня это немножко смущало, потому что я привык к другой картинке, более плавной, более мягкой. Но со временем привык, потому что это тоже выглядит интересно и, можно сказать, мои картинки стали немного другими. Во многом из-за изменения техники изменилась и картинка, но, в общем то, я не против.
Этими тремя объективами (RF 24-70/2.8L, RF 50/1.2L, EF 135mm f/2L) снимаю вообще все, мне их хватает. Я очень давно сформировал для себя этот список и не вижу причин его менять. Эти объективы покрывают все мои потребности и покрывают все используемые мною фокусные расстояния. Пару раз в жизни брал в аренду 70-200, но чаще всего мне хватает того, что у меня есть.
— Чем ты руководствуешься при выборе объектива?
— Основная рабочая лошадка Canon RF 24-70mm F/2.8L IS USM он супер-универсальный по фокусному расстоянию! Это зум, который позволяет моментально менять фокусные расстояния и справляться со всеми задачами. Сейчас я очень и очень много на него снимаю, а надеваю что-то другое, а именно RF 50/1.2L или EF 135mm f/2L в следующих случаях: полтинник я надеваю, когда мне нужна супермягкая картинка или если мне нужна диафрагма 1.2 для сильного размытия фона; 135mm ставлю, когда нужно снять очень крупный план или картинку со сжатым пространством. В остальных случаях я работаю с RF 24-70mm F2.8L. Я считаю, что это объектив на все случаи жизни, он и ширик, и среднее фокусное расстояние, и телефото на 70mm. Я считаю, что если выбирать один объектив на всю жизнь, то этот объектив однозначно станет лучшим выбором.
Полтинник очень люблю именно за диафрагму F/1.2 и за то, что он традиционный, классический. Он показывает то, как мы видим глазами. Его надеваешь, и это становится неким добровольным ограничением в поле зрения, и ты должен получить интересную картинку тем объективом, который показывает ровно так, как видит твой глаз. Это достаточно непростой вызов и сделать с полтинником интересную фотографию, на самом деле, не так просто. Он не даёт таких искажений как ширик, с которыми снимок сразу выглядит необычно и от того интересно, и не даёт такого сжатия пространства как телеобъектив. Он снимает ровно так, как мы видим — здесь уже нужно работать с композицией и многоплановостью. На мой взгляд, полтинник — это объектив для медитации.
Объектив 135mm, на мой взгляд, прежде всего необходим для крупных планов. Когда нужно снять крупный портрет на обложку журнала, чтобы звезду все узнали, я снимаю как раз на него. Отличная картинка, отличный рисунок. Конечно же, он чуть-чуть медленнее работает, чем RF-объективы, но в системе RF ещё не выпущен объектив с таким фокусным расстоянием, поэтому я и использую EF-версию через переходник.
— Что изменилось бы, если бы ты снимал на EF объективы и в целом на зеркальную технику?
— В общем-то ничего не изменилось бы, все было бы также прекрасно. Ну а если серьёзно, то было бы чуть меньше резкости на открытой диафрагме и по краям кадра. Картинка была бы с неким софт эффектом, более мягкой, не такой контрастной, не такой жёсткой, как мне кажется. По остальным характеристикам всё очень близко на самом деле.
По цвету я не заметил особой разницы. Существенные отличия в скорости и точности фокусировки. Система R просто гениально работает с распознаванием лиц и глаз. С R-системой и RF-объективами вообще забыл про то что такое фокусировка. Я просто об этом не думаю. Камера фокусируется сама как на айфоне и я совершенно не трачу на это время. Не приходится выбирать центральную точку, наводить её на глаза, а потом перекомпоновывать кадр. Даже на диафрагме F/1.2 никаких промашек никогда нет. Всё происходит само собой и всегда очень точно.
— Может быть такое, что ты переснимаешь кадр на другую линзу, посмотрев, что получилось первоначально?
— Да нет, не думаю. В целом я довольно спокойно отношусь к технике. Она должна быть такой, чтобы просто помогать работать. У меня такой подход, скажем так не супер «запаренный». Я за то, чтобы техника просто была продолжением моих рук, помогала. Для меня решающим значением при создании картины являются не холст и краски, и не кисти, хотя краски, конечно, это важно, у каждого художника своё видение. Но в целом я за то, что это прежде всего моя голова, руки, мысль и посыл, которые я закладываю в фотографию; это энергия, которая случится или не случится между тобой и героем. И это гораздо в меньшей степени коробочка, которая у тебя в руках. Коробочка должна быть просто очень удобной, очень качественной, очень надёжной и полностью отвечать твоим запросом. Вот именно такой коробочкой для меня является Canon EOS R с RF объективами. И за это я её люблю и ценю. Но я и не могу сказать, что мне настолько важно, что это объектив нового или старого поколения. Я вижу плюсы и в одном и в другом. Поэтому наверно нет, я бы не стал переснимать что-либо на другой объектив. Я считаю, что раз оно случилось так, то так оно и должно́ было случиться именно на ту оптику, именно в тот момент, именно с такой моей головой. Сейчас я уже просто что-то другое снял бы и снимаю совершенно другое.
— Можно ли добиться такого же качества снимков, прибегая к обработке (EF объективы против RF)?
— Нет, здесь невозможно, потому что добавить резкость качественно и хорошо почти невозможно. Это всё равно будет такая «шарпленная» резкость, а не живая и настоящая оптическая. И особенно то, что на открытых диафрагмах EF-объективов появлялась мягкость, плавность, граничащая с расфокусом лёгким и мягким, её, конечно, невозможно обратно вернуть в резкость, как и невозможно ту резкость вернуть в такой мягкий фокус. Это просто совершенно два разных типа рисунка и надо просто определиться какой ближе и какой актуальнее в зависимости от задачи. Я всё-таки больше занимаюсь коммерческими проектами и там мне больше нужна такая модная хорошая звенящая резкость.
— Какой объектив ты чаще всего используешь сейчас и какие раньше?
— Как и сказал ранее, чаще всего я работаю с Canon RF 24-70mm F2.8L. Это чемпион. Честно говоря, я всегда его часто использовал. Кажется, раньше я чуть больше снимал на 50/1.2, 24-70 чуть реже использовал, но сейчас всё-таки больше 24-70.
С чем это связано? Ну наверно с тем, что раньше я был любителем сильного размытия, мне очень нравилось работать с боке, снимать на открытых диафрагмах. Во многом сильный расфокус был основой моей фотографии, а это, соответственно, всё внимание на глаза и я играл в эту игру довольно много лет.
Сейчас мне стало интересно каким-то другим образом расставлять акценты, не только размывая всё. Мне стало интересно больше экспериментировать с широким углом. Для меня сейчас 24, 28 и 35 это прекрасная находка, и как раз таки поэтому 24-70 стал моим основным объективом, потому что сейчас очень подробно изучаю работу с портретом на широкий угол. Это, оказывается, очень интересно, это непочатый край работы и исследований и с этим, собственно, я сейчас и работаю. Сильный расфокус, грубо говоря, уже изучен, с ним уже всё понятно, стало немножко скучно, поэтому у меня сменились некоторые приоритеты.
— Как ты подходишь к выбору объектива для конкретных задач (тревел, съёмка с естественным светом, студийная съёмка, формат репортажка)?
— Если я снимаю в студии, то это почти наверняка будет RF 24-70mm F2.8L. Так как в студии редко нужна открытая диафрагма, почти никогда, всё-таки там чаще всего используются вспышки. Поэтому 24-70 покрывает все фокусные расстояния. 135mm в студии я устанавливают тогда, когда мне нужен крупный план. Полтинник f/1.2 почти никогда в студии я не использую. Разве что только тогда, когда снимаю с естественным светом, со светом от окна или со светом от киносети и хочу показать прям сильную мягкость картинки, хочу показать расфокус. Для портретных съёмок с естественным светом на улице, последнее время тоже использую 24-70, полтинник только в том случае, если по каким-то причинам мне важно спрятать фон, очень важно его размыть, хочется нагнать немножечко мистики, показать какую-то потусторонность, отлепить человека от этого мира. Хотя в принципе 135/2 на открытой диафрагме тоже позволяет делать что-то подобное, но он немного по-другому показывает этот мир.
— Существует ли для тебя некий универсальный объектив, если да/нет, то почему?
— Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM это абсолютно универсальный объектив, на который, кажется, можно снять что угодно. И судя потому, что я вижу, что этим объективом пользуется большинство моих выдающихся коллег, начиная от Энни Лейбовиц, и заканчивая кем угодно из наших звёзд, то, видимо, это действительно очень универсальный объектив.
— Что можешь ответить на вопрос “Какой объектив мне купить? Хочу снимать свадьбы/моделей/пейзажи/архитектуру/детей?” Либо такого ответа вообще нет?
— Если такой большой разброс то покупаете RF 24-70mm F2.8L! Мне кажется это самый классный и универсальный объектив, тем более если вы ещё не определились. Но вообще мне кажется лучше всего начать с того, чтобы определиться что хотите снимать, вообще зачем вам камера. Это сразу позволит вам избежать лишних трат и сэкономите кучу времени и денег. Поэтому сначала лучше определиться с тем, что вы хотите снимать, что вам ближе всего.
— Снимаешь ли ты видео, если да, то так же какие объективы используешь?
— Я не снимаю видео. Хотя, возможно, скоро начну. В формате небольших видеозарисовок, наверное. Оператор из меня уже не случится.
— Кем/чем ты вдохновляешься, откуда черпаешь идеи для снимков? Кого можешь порекомендовать из местных и зарубежных фотографов?
— Я уже перечислил в одном из ответов, что очень уважаю и люблю Клепнева Игоря и Яна Югая. Это, на мой взгляд, интереснейшие российские авторы на сегодняшний день. Они делают очень интересное арт-фото вне жанров, вне времени и это довольно глубоко и тонко. Из классиков я очень люблю Питера Линдберга, Паоло Роверси, а фотограф, который глобально на меня повлиял – это Антон Корбейн. С него началась моя любовь к фотографии, к портретной фотографии. Я увидел, как он снимает звёзд, увидел выставку и понял, что, оказывается, портрет может быть очень интересным. До этого я не понимал, не знал, не рассматривал портретную фотографию как вообще что-то интересное.
Энни Лейбовиц это, конечно, тоже важнейшая глава в фотографии. Тима Уокера тоже очень люблю – очень интересный, очень любопытный автор. Из классиков ещё, конечно, Ричард Аведон.
Вообще, я такой немножечко классического воспитания фотограф. Свежую фотографию смотрю, за ней очень слежу, но вот единицы мне запоминаются, единицы попадают в меня. Потому что все как будто научились делать всё и всё смешалось и сразу. Очень сложно отличать одного фотографа от другого и таких великих-то имён уже нет. Причём по всему миру. И в общем то так в музыке наверно. Прошло время таких столпов, легенд. У нас теперь время просто хороших середнячков… Среди них соответственно очень мало ярких авторов, но очень много качественных и крутых. Вот такая парадоксальная ситуация.
Я захожу на modus.com и аrt partner (это такое агентство, которое работает с очень крупными фотографами) и смотрю, что там нового случилось. Время от времени смотрю, в том числе, Instagram. Я подписан на множество западных фотографов, от которых черпаю вдохновение. Хотя не знаю… Мне кажется иногда, что больше вдохновения я черпаю из работ современных художников, из живописи, из скульптур, из спектаклей. Мне вот так больше нравится искать вдохновение, чем напрямую из фотографии. Так меньше шансов что-то украсть или что-то слишком сильно позаимствовать.
Идеи обычно берутся просто из самой жизни, из того, что меня волнует. История, которая со мной случается на определённом этапе времени потом находит своё отражение в фотографии. Простейшие события, которые случаются со мной в жизни. Например, события в семье могут привести к тому, что я поснимаю жену с ребёнком или сделаю серию в целом про рождение новой жизни. У меня есть тоже творческий ответ на историю с новой этикой или к новому отношению к телу. С этим тоже интересно взаимодействовать. Я просто отвечаю на вопросы, посредством фотографии, вопросы которые встают передо мной или современным миром.
— Так ли сейчас важна техника или с популяризацией социальных сетей к качеству снимков требования снизились?
— Мне кажется да, техника сейчас уже не так важна. Посмотрите, как много фотографий снятых на телефоны – они выглядят вполне себе качественно, а если и нет, то в этом есть своя фишка. Сейчас, скорее важнее содержание. Пик качества фотографии пройден. Техническое мастерство нужно только в комплекте с идеей. А мастерство без идеи, без посыла, без выразительности уже не нужно.
Техника в творческих моментах сейчас в меньшей степени важна, потому что каждый может сделать всё, что хочет, и объявлять это своим творчеством. А вот в том, что касается рекламных съёмок, техника всё ещё очень важна. Там используется сложное световое оборудование, потому что это всё потом печатается на больших баннерах, и там нужен полный контроль процесса. Вы делаете всё по техническому заданию, там нужна профессиональная техника и световая, и фотографическая. Поэтому в коммерческой фотографии техника всё ещё очень важна.
— Идея или техническое исполнение?
— Конечно же идея и, кажется, так было всегда. Потому что даже в картинах классической живописи, которые кажутся нам очень простыми по сюжету всё намного, намного сложнее. Там зарыто много идей, много кодов, различных символов, которые мы сейчас просто не считываем. А на самом деле идея всегда там была хотя в первую очередь мы видим роскошное техническое исполнение. Такое ощущение что техническое исполнение без идеи не работает, а вот идея без технического исполнения вполне. Но лучше, конечно, сочетать.
— Фикс или зум?
— Сейчас как будто уже и зум, потому что зумы по качеству настолько приблизились к фиксам, что я уже не понимаю в чём разница, разве что светосилы в фиксе побольше. И камеры уже позволяют снимать на более высоких ISO, так что и светосила, как будто, не нужна такая сильная. А уж зум Canon RF 28-70mm f2 L USM это вообще роскошь! Он сам как фикс, он и выглядит как фикс. В общем, я думаю, что всё же зум.
— JPEG или RAW?
— Конечно RAW. Обработка и контроль процесса проявки цифровой фотографии это, как мне кажется, всё ещё очень важная вещь. Хотя, казалось бы, это тоже техническое исполнение всего лишь, но оно меня как-то не отпускает.
— Модель или интересная личность?
— Интересная личность однозначно, потому что с интересной личностью интереснее, и она интереснее не только вам, но и всем остальным.
— Кроп или полный кадр?
— Пожалуй, полный кадр. Потому что мне нравится, когда больше объёма в картинке и мне нравится, что его можно напечатать большим форматом.
— Постоянный свет или импульсный?
— Последнее время всё больше люблю постоянный, как-то от импульсного я стал немножечко отходить. Но всё зависит от задач, иногда нужен импульсный однозначно. Но когда можно использовать постоянный или естественный, я вообще стараюсь работать только с ним.
— Подготовка или вдохновение?
— Опять же, зависит от жанра. Для творчества, я считаю, что достаточно просто вдохновения, а для коммерческих съёмок, конечно, нужна подготовка, чтобы выполнить задачу, которую перед вами поставили. Это очень важно. Поэтому в случае с коммерцией подготовка, а в случае с творчеством больше вдохновения, хотя и подготовка тоже там нужна.
Фото: © Алексей Костромин
Записал Павел Молчанов
По материалам Photar