Вторая статья из серии «Дневники автостопщицы», где Арина Осиновская – девушка, обошедшая пешком такие страны как Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Украина, Беларусь, Молдова,Монголия, Грузия продолжает делиться непутевыми заметками о своем новом приключении.
Когда говорят, что эти вот хипстеры-журналистки-путешественницы оторваны от реальной жизни, никто не представляет себе общий (даже не плацкартный) вагон казахстанского поезда. А это, скажу я вам, маленькая Индия, в которую надо успеть протолкнуться и сесть, а если повезет, то лечь на свой собственный каремат на верхнюю полку. Этот вагон на мистические 777 км приближает меня к первой границе моего путешествия, которая будет между Уральском и Самарой, маминым домом и Россией. Кстати, находясь в России я порой завидую легкости перемещения друзей из города в город, которые находятся на расстоянии пары сотен километров друг от друга, в то время как у нас можно ехать целый день и увидеть только пару маленьких аулов. Остальное – бесконечная, бескрайняя степь.
Я решила ехать поездом потому, что всезнающий гугл в ответ на запрос "дорога Костанай – Актобе» выдал мне статьи с названиями "самый худший автостоп" и "очень разбитая дорога". Так что глядя на лица попутчиков, большинство из которых пенсионного возраста, я думаю, какие жизненные обстоятельства заставили их ехать в этом неудобном старом вагоне? Раньше, по студенчеству, мотаясь из Алматы в Уральск в плацкартах, я мечтала, как вырасту, начну работать и смогу позволять себе билеты на самолет. И вот я выросла, но мои мечты о путешествиях выросли вместе со мной, и я могу себе позволить поездку в Скандинавию, однако еду в общем вагоне поезда.
Автор Арина Осиновская
Мое путешествие началось с поездки в плацкартном вагоне из Алматы в Астану, где живет мой друг, с которым я вижусь примерно три раза в год. Мы познакомились пять лет назад: я первый раз приехала посмотреть столицу, мне надо было где-то переночевать и так через теорию нескольких рукопожатий, а вернее, через пару сообщений моих друзей в вконтакте, мы познакомились. Знакомые наших друзей часто становятся нашими друзьями, а он для меня стал личным маленьким солнцем в нашей холодной северной столице. Из Астаны мне предстояло добраться до Уральска – города моей мамы и границы с Россией. Я очень далека от представлений о человеке, уезжающего в путешествие на полгода. Я в последний день лихорадочно собираю вещи рюкзак, или лучше сказать, закидываю, потом выкидываю то, что не помещается, хотя в рюкзаке – 70 литров. Зимние спальник, куртка и ботинки успешно занимают в нем свою половину; надеюсь, стоя в горах Норвегии в снегу, я сама себе за них скажу спасибо. Пока же еле смогла закинуть рюкзак на плечи. Кстати, сделав это, будьте готовы ко всеобщему вниманию. Еще в Астане, проехав всего 1000 километров от Алматы, я заметила, как большой рюкзак за плечами меняет взгляды прохожих и совершенно незнакомых людей в поездах и автобусах, кафе и магазинах. Из равнодушных они становятся оценивающими и заинтересованными, а люди, принимая меня за не местную, первыми начинают разговор, любопытствуя, куда это я еду и зачем. Иногда я терпеливо отвечаю, иногда стараюсь побыстрее уйти. А на сокрушения попутчиков, что у меня детей не будет, когда спускаю рюкзак с верхней багажной полки в вагоне, мне так и хочется ответить "моя матка-чайлдфри и она выбрала увидеть мир".
Казахстан я пересекла всеми доступными и дешевыми наземными способами перемещения. Поезд плацкартный и общий вагоны, междугородние автобус и такси, автостоп и «блаблакар". И не потому, что у меня не было денег на прямой билет из Алматы до Уральска, а потому, что мой маршрут проходил через Астану и Актобе, где живут друзья и подруги, встречи с которыми радуют меня перед долгой дорогой. В итоге, из всего, как ни странно, самый приятный способ путешествия по нашей стране - это автостоп. Ведь он основан на доброй воле и желании помочь, а не вынуждает человека за деньги ехать ночью в другой город, таксуя. В Уральске, после всех трех дорожных суток я отоспалась, удивилась появлению веганских продуктов в супермаркетах, вместе с подругой провела ламповую встречу про автостоп для знакомых и друзей, и обняв на прощание маму, села на последний в пути оплаченный вариант проезда – междугороднее такси до Самары. Это во имя спокойствия мамы, не хотелось волновать ее своим видом на трассе. У нас с ней такой негласный уговор, я знаю, он есть у путешественниц и у каждой свой. Я вот всегда уезжаю с цивильного вокзала и обещаю писать в телеграмм или смс чаще, чем раз в неделю. Я приятно удивилась, когда нашла рейс до Самары на blablacar с женщиной водителем и полностью женской компанией. Думаю, любая девушка со мной согласится: даже садясь в оплаченное такси, но полное мужчин, ты не можешь беспечно спать на заднем сиденье. Что меня невероятно умиляет во всех моих путешествиях - это разговоры с пограничниками на постсоветском пространстве. Даже если у вас все в порядке с документами, как у меня, им все равно интересно, куда и зачем вы едете. Иногда, увидев количество штампов в паспорте, просят рассказать интересную историю из поездки. Очень редко досматривают вещи: никто не хочет потрошить огромный туристический рюкзак, но почти всегда смеются, глядя на дреды, и спрашивают, не везу ли я дары леса в их страну. Так что на российско-казахстанской границе я привычно ответила на ожидаемые вопросы о дороге и планах на будущее и проехала на территорию Российской федерации. В Самаре скоротечная встреча с подругой, и – вперед в Москву, через Орел, где меня ждал еще один друг (да-да, у меня их много разбросано по карте мира). Дорога не была прямой, но достаточно быстрой для непредсказуемого автостопа. В «программе» на этот раз оказались полезные советы от физрука по женской самообороне, песни на белорусском, и удивленный вопрос «не боишься» с эстонским акцентом от дальнобойщика, чьи заграничные номера я так и не разобрала, на что я честно (в два часа ночи стоя на дороге под единственным фонарем) ответила: «Боюсь, еще как». Стоит отметить, что все водители были мужчинами, и я садилась только в те машины, где сидел один водитель. Я тоже была одна. В ярком оранжевом свитшоте, который невозможно не заметить среди мелькающего пейзажа за окном усталому взгляду водителя. Машины останавливались быстро и брали легко. На ответ, что я из Казахстана, почти у каждого находились воспоминания о деде, друге, подруге жены свата, которые были где-то там, и им все понравилось и было дешево. Темы всегда находятся, поддержать разговор не составляет труда, если вы, конечно, не социофоб. Но тогда вы бы и не путешествовали таким образом. В общем я быстро преодолела региональные трассы, на которых действует еще одно правило: чем меньше поток машин на дороге между небольшими населёнными пунктами (деревнями), тем быстрее тебя заберут. В небольших сообществах взаимопомощь более развита, нежели в больших городах, где люди отдалены друг от друга, хоть и живут совсем рядом.
В Орле я задержалась на незапланированные три дня, настолько встреча с другом превзошла мои ожидания. Мы переписывались почти год, я два раза прочитала его книгу, он написал про меня и моих друзей статью и опубликовал на своем сайте, но мы никогда не виделись и даже не записывали друг другу голосовых сообщений. А тут просто взахлеб проговорили трое суток, изредка делая перерыв на молчание за дегустацией разных видов чая. Есть что-то потрясающее в выборе человека остаться в маленьком городе, чтобы делать полезное там, где живешь, а не рваться в неизведанные дали ради сиюминутных впечатлений. Я бы не смогла так жить в Орле или любом другом подобном городе, которых тысячи в любой стране бывшего союза. А он может, и благодаря ему я еще больше верю в людей. В этом дополнительный плюс одиночных путешествий: ты всегда можешь остановиться в любом месте и пробыть там сколько захочешь. Ведь план поездки только у тебя и менять его вольна только ты. У меня такой период заканчивался, в Москве меня уже неделю ждал друг, с которым мы собираемся вместе ехать дальше. Для него это третья поездка в Европу, для обоих – первая в Скандинавские страны и с боевым другом/подругой, а не человеком, с которым у вас романтические отношения. В путешествии с парнем меня покидает то напряженное чувство самосохранения, которое всегда включено, когда едешь одна. Слежу за ходом мыслей водителя, оцениваю его внешность и машину, прежде чем сесть, включаю gps на картах телефона и никогда близко не придвигаю ноги к рычагу коробки переключения передач. Потому что знаю слишком много разных случаев, которые, к счастью, никогда не происходили со мной в дороге. Наверное, меня поймет каждая девушка, которая ездит даже в такси и даже в своем родном городе. Иногда я представляю, что буду делать, если что. Опытные путешественницы советуют при первом чувстве опасности притвориться, что сильно укачало и попросить высадить. Никто не захочет, чтобы тебя стошнило в машине.Ну, а если очень срочно, то баллончик и железные крючки в поясной сумке всегда при мне, как и большие пальцы, (которые могут оказаться) в глазах водителя. Это все, что я знаю о самообороне и уверяю вас, пока никто не пострадал.
Если кому-то интересно, что внутри моего 11-килограммового рюкзака, с которым я еду в Скандинавию и страны СНГ на месяца четыре: Толстый каремат и очень тяжелый зимний спальник Зимняя куртка, плотный дождевик и ботинки Джинсы, свитшот и спортивка, две футболки и майка Нижнее белье, индийский платок и сандалии Кепка, солнечные очки и перчатки Шерстяные гетры, колготы и носочки Косметичка и аптечка, зажигалка и фонарик Благовония, открытки в подарок и черный пуэр Блокноты, ручка, сборник стихов и крючки для коррекции дред Ноутбук, power bank, телефон и куча зарядников Наушники и документы в поясной сумочке и, конечно же, баллончик. Потом еще добавились продукты и фляга с водой. Палатка, горелка и посуда - в рюкзаке моего друга Вес без продуктов и воды - 11,5 кг.
Автор Арина Осиновская