7 важных, но неоднозначных фотографий XX века


Когда изображенное и действительное вступают в конфронтацию.

Томас Хепкер, 9/11, 2001

Фото Томас Хепкер, 2001

Неудивительно, что Хепкер решился показать ее только спустя пять лет после произошедшего – на своей ретроспективной выставке «50 лет работы» в Мюнхене в 2006 году. Фотография резко контрастировала с уже сложившейся картиной событий 11 сентября и, ожидаемо, стала предметом болезненных дискуссий. Кто-то увидел в этом аллегорию неспособности Америки извлечь какие-либо уроки из того трагического дня, а парень на фото упрекнул Хепкера в том, что тот сделал фото без разрешения, искажая их чувства и поведение.

Рене Бюрри, 1963, серия фотографий Че Гевары для журнала Look

Фото Рене Бюрри, 1963

Самый известный портрет Че Гевары принадлежит Альберто Кода (кстати, он был личным фотографом Фиделя Кастро). И если на многочисленных (если не на всех) портретах Че предстает "героическим партизаном", то в объективе Рене Бюрри - это противоречивый образ. "Другой Че", - подумали мы. Очевидно, это был односекундный момент "другого Че" - известно, что при съемке команданте сказал, глядя прямо в глаза Бюрри: «Если я догоню твоего друга Энди, я перережу ему глотку!» — и выразительным жестом показал, как именно это сделает.

Донна Феррато, "За закрытыми дверями", 1982

Фото Донна Феррато, 1982

Донна была документальным фотографом и ради достоверности своего проекта Wealthy Swingers влилась в тусовку богатых свингеров. Казалось все шло по плану – Донна резюмировала вечеринки, проходившие в доме ее новых друзей, когда однажды ночью между супругами случился конфликт из-за кокаина. С этой фотографии началась "одержимость" фотографа темой бытового насилия - Феррато посещала приюты для женщин и отделения полиции, чтобы фиксировать инциденты и их жертв. Семейная разборка в ванной стала первой фотографией, изображавшей реальное домашнее насилие - и эта тема вышла из-за закрытых дверей.

Сесил Стоутен, 1962, (после празднования 45-летия Джона Ф. Кеннеди)

Фото Сесил Стоутон, 1962

Неоднозначности в этой фотографии, конечно, мало - однозначность истории понятна всем. Но фотография Стоутона - единственно достоверное совместное изображение Кеннеди с Монро. Все другие, будь то объятия у окна или приватный разговор за приоткрытой дверью – не признаны настоящими. Фотография сделана 19 Мая 1962 в загородном доме голливудского юриста Артура Крима после празднования 45-летия Президента на Мэдисон Сквэр. По словам представителей аукционного дома Lelands (выставившие ее на продажу) работа была обнаружена в 2008 после смерти фотографа и является единственной сохранившейся копией оригинала.

Клодин Дори, "Артек - летом в Крыму", 1994 - 2003

Фото Клодин Дори, 1994-2003

В 2004 году в Париже вышла книга французского фотографа Клодин Дори «Артек — летом в Крыму». В своих фоторепортажах она исследовала две темы — изменения, происходящие в странах Восточной Европы после развала СССР, а также метаморфозы юношеского периода жизни. Серия была принята неоднозначно – восторги в вперемешку с упреками в том, что Дори сделала фотографии для «взрослых, склонных к педофилии». Надо сказать, Клодин мастерски удалось изобразить «метаморфозу юношества» - это поколение в момент взросления со сквозящим переживанием в глазах; новое поколение, которое связано с советским прошлым разве что рассказами о нем.

Сэлли Манн, "Конфетная сигарета", 1989

Фото Сэлли Манн, 1989

Предположительно, предвосхищая скандальность фотографии, Манн отразила безобидность происходящего в названии. Звучит оно, однако, неправдоподобно – слишком правдоподобен пронзительный, но равнодушный взгляд, естественный и выразительный жест - когда акт курения становится переосмыслением жизни. Эта фотография – наверняка, самая известная из сборника Манн «Ближайшие родственники». Стоит отметить, что "Конфетная сигарета" - не единственная работа из серии, вызвавшая резонанс - сборник состоит из 65 чёрно-белых фотографий троих детей Манн и часто - плавающих в обнажённом виде.

Синди Шерман, "Без названия № 96", 1961

Фото Синди Шерман, 1961

В мае 2011 этот постановочный автопортрет художницы в образе девочки-подростка сделал Шерман самым дорогим фотографом в мире. Ее работа «Без названия № 96» была продана аукционным домом Christie's за почти $4 млн. А The New York Times высказался о Шерман, как о фотографе, который «вывела фотографию из гетто и поставила ее на такой же уровень изобразительного искусства, как живопись и скульптура». И если раньше все самые дорогостоящие произведения искусства принадлежали кисти мужчин - то теперь это ознаменовало приход "женской кисти" в мир арт-бизнеса.

Ads zone